Социологи выявили основные проблемы отечественной средней школы

Программы, учебники, подача материала — средняя школа постоянно меняется, но всегда ли нужны такие трансформации?

О необходимости соблюдать осторожность при введении новшеств в сферу образования неоднократно говорил Президент. Ведь огрехи учителей порой могут оказаться не менее страшными, чем ошибки врачей, с той лишь разницей, что они становятся очевидными не сразу, а по прошествии многих лет. 

В чем проблемы современной средней школы? Таким вопросом задались исследователи. Ответы они искали, опросив тысячу респондентов, в числе которых ребята, оканчивающие или окончившие школу не более пяти лет назад, а также педагоги. Об этом рассказывает корреспондент «Рэспублiкi«.

Почти треть опрошенных ребят убеждены, что уровень оценки определяется личным отношением учителя.

Предметы разные нужны

Кто-то любит русский язык, кто-то — математику, а кто-то — пение. Социологи исследовательского центра ИПМ в своей работе «Особенности системы среднего образования в Беларуси» составили рейтинг всех школьных предметов по степени их важности для учеников. Так вот, в тройку лидеров с небольшой разницей попали иностранные языки, русский и математика. Четвертым важным предметом ребята назвали медицину. Только вот, как рассказала автор исследования Дарья Урбан, молодые люди сетовали, что предмет преподается по гендерному принципу – только для девочек, в то время как мальчики занимаются допризывной подготовкой. А ведь знания по первой медпомощи, анатомии, хирургии и другим медицинским дисциплинам жизненно необходимы. Так, может, ее ввести для всех? Кстати, предмет попал и в тройку лидеров списка самых интересных для подростков. А вот белорусский язык занял в нем последнее место. Белорусская литература оказалась рядом. В первую очередь это, на взгляд Дарьи Урбан, повод задуматься над методикой преподавания этих предметов.

Понимаем ли мы детей? Что для них сложно, а что просто? Опрос показал большую разницу между мнениями официальных структур и самих ребят относительно сложности учебных предметов. Первыми в сложном списке взрослых значатся математика, иностранные языки, белорусский, русский и физика. А вот подростки подрезали этот список практически вполовину.

— Мы спросили педагогов. Так вот, они убеждены: это сигнал о том, что программы по этим предметам нуждаются в существенных изменениях, адаптации к современным реалиям, — объяснила исследователь.

В то время как на государственном уровне думают о том, как бы уставшего школьника разгрузить, некоторые ребята считают школьную нагрузку недостаточной. Особенно когда речь идет о подготовке к экзаменам. Такого мнения придерживаются около трети опрошенных детей. В связи с этим многие считают полученные знания недостаточными, в частности, для поступления в вузы и ссузы.

Оказывается, к репетиторам чаще других обращаются лучшие ребята – почти 60 процентов из тех, кто учится на отлично. Зато вот троечникам и знаний достаточно, и к услугам репетиторов они прибегают реже других – в 15,7 процента случаев.

Оценка — величина субъективная?

Как оценить уровень знаний? Так ли уж хороша нынешняя система, оценивающая степень усвоения материала? Должна ли выражаться оценка в десятибалльной или в стобалльной, как в Японии, системе? А может, вообще нужно перейти на словесную оценку работы ученика, как в Англии, или на буквенную, как в США? Сказать сложно. Однако, по мнению опрошенных в ходе исследования преподавателей, нынешняя система оценок явно требует пересмотра. Многие считают, что зачастую оценка определяет не уровень знаний, а используется как инструмент поощрения или наказания, говорит Дарья Урбан:

— Учителя часто сетуют, что все дети разные, а критерии оценивания — одинаковые. Кому-то учеба дается легко, а кому-то приходится напрягаться. Поэтому преподаватель зачастую пытается подбодрить такого ученика отметкой. 

Но справедлив ли такой подход по отношению к более способным ребятам? Вопрос. Кстати, почти треть опрошенных детей считают, что уровень оценки определяется именно личным отношением учителя.

Что для сегодняшнего школьника оценка? Роспись в дневнике или что-то более важное? Почти половина опрошенных считают, что оценка показывает, насколько хорошо они справляются с работой. Немного меньше — 40 процентов — считают ее показателем уровня знаний, то есть рассматривают оценку как объективный показатель.

К слову, объективным его считают в основном ребята с высоким средним баллом. Лучше всего, и это не секрет, учатся девочки. Средний балл – семерка – более чем у 30 процентов представителей сильного пола и восьмерка – почти у сорока процентов слабого. Что касается деления по географическому признаку, отличников больше не в городе, а на селе – 13,6 против 9,3 процента.

Все, чему учили, забудьте

Зачастую, приходя сначала в вуз, а потом на работу, молодой человек может услышать: «Забудьте все, чему вас раньше учили». Шутки шутками, но исследование показало, что полученные в школе знания ребятам мало пригождаются во взрослой жизни. Самым полезным, по мнению более половины опрошенных, оказалось знание русского языка. Далее в рейтинге следуют белорусский и математика. Знание иностранного языка оценили лишь 4,4 процента. Почему так? Может быть, подача материала устарела? Мысль подтверждает и исследование: по мнению участников опроса, все предметы нуждаются в изменениях. Больше других – иностранный язык, математика и информатика. Глупо начинать обучение с навыка правильно держать мышку, ведь нынешние школьники родились в компьютерную эру.

Многие школьники, увы, расценивают школьное образование лишь как ступеньку перед поступлением в вуз — более 46 процентов сельчан и 30 процентов горожан. А 38,7 процента сельских школьников и 43,4 процента городских — как возможность получения знаний и навыков. В качестве основы личностного развития школу воспринимают только 8,2 процента детей из деревни и 16 процентов из мегаполисов. Что ж, вывод простой: учить надо интереснее.

Хотя, конечно, и сами ребята иногда хороши. Как в той присказке: не хочу учиться, а хочу жениться. В рейтинге между оплатой труда и интересной работой почти 70 процентов ставят на первое место оплату. Но любопытно, что так в первую очередь думают те, у кого оценки в школе были неудовлетворительными, а таких более 60 процентов. Выше отметка – выше мотивация: таков результат исследований. Те, кто учится хорошо, делают выбор в пользу интересной работы.

Дарья Урбан говорит:

— По мнению преподавателей, нужно работать над уровнем мотивации ребят. Иначе показатель «работа должна приносить пользу обществу» так и останется на последнем месте. А ведь сегодня так думают всего 11,6 процента опрошенных. 

Какой быть средней школе в дальнейшем? Продолжать традиции некогда большой державы или уйти в эксперименты? Усилить воспитательный или образовательный аспект? Думается, истина, как всегда, находится где-то посередине.

Самое читаемое