Союз науки и культуры: как физики помогают узнать о прошлом произведений искусства
В Институте физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси ученые проводят диагностику живописных полотен. Какие открытия совершают они с помощью физических методов, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
За закрытой дверью
У старшего научного сотрудника Института физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси, кандидата физико-математических наук Елены Шабуни-Клячковской необыкновенно увлекательная работа, которую она не поменяет ни на какую другую.
С помощью точнейших методов анализа Елена изучает произведения искусства. И на этом пути ей открываются порой удивительные тайны. Сколько сюжетов для захватывающих исторических детективов могла бы она подбросить писателям и сценаристам!
— Произведения живописи редко доходят до нас в первоначальном виде: время неизбежно оставляет на них свои следы, — говорит Елена Шабуня-Клячковская. — Поэтому прежде всего мы стараемся выявить степень сохранности, авторскую манеру, композиционные изменения. Для этого используются такие методы, как фотофиксация в видимом диапазоне, инфракрасная рефлектрография, фотофиксация видимой люминесценции, возбуждаемой источником ультрафиолетового излучения, и рентгенография.
С помощью достижений науки сегодня можно проследить путь и историю бытования произведений искусства. Так, изучая икону «Богоматерь Умиление» (согласно надписи на оборотной стороне, ее подарили храму в д. Семеховичи в Пинском районе, «построенному в единстве с Римской Католической Церковью в 1656 году»), физики обнаружили, что она минимум 4 раза обновлялась, а один раз была полностью записана. В результате исследования материалов пришли к выводу, что тотальное поновление не могло быть выполнено ранее 1830-х годов. Как удалось выяснить, в XIX веке в деревне Семеховичи действовала только одна церковь Рождества Богородицы, построенная в 1830 году на средства помещика и мецената Войцеха Пусловского и принадлежавшая православной епархии. Можно предположить, что изменениям икона «Богоматерь Умиление» подверглась именно в 30-х годах XIX века, — видимо, ее хотели поместить в новый алтарь.
Исследуя известный портрет Януша Радзивилла из Национального художественного музея Республики Беларусь, написанный, как было принято считать, придворным художником Даниэлем Шульцем в 1652-м, физики пришли к выводу, что картина создана на 8-10 лет раньше. Рентгенография помогла выявить более поздние композиционные изменения картины: первоначально в нижней левой части автор изобразил воинские доспехи, впоследствии скрытые. Наиболее вероятной датой такого обновления посчитали вторую половину XIX века. Анализ реставрационных материалов подтверждает такую датировку. Но вот с какой целью внесли композиционные изменения? Тут однозначного ответа нет. О личности Януша Радзивилла до сих пор спорят.
Портрет Януша Радзивилла
Ключ к тайнам дает наука
Состав и технологии приготовления грунта, его нанесения, выбор красок, цветовой гаммы, лака — все это маркеры, по которым можно вычислить время рождения произведения искусства. С точностью до года этого не сделаешь, но период определить можно, как можно выяснить живописную школу, к которой принадлежал автор.
Чтобы считать всю эту информацию с картины или иконы, ученые применяют как элементные (лазерная эмиссионная спектроскопия), так и молекулярные методы (комбинационное рассеяние света и инфракрасная микроспектроскопия) исследования.
— С помощью разработанного в нашем институте мобильного спектрометра мы часто уже в режиме реального времени можем многое сказать об изучаемом объекте, — рассказывает Е. Шабуня-Клячковская. — Но случается и так, что возникают новые вопросы. Например, при изучении западно-европейской иконы в спектре одной из красок проявились линии олова и свинца. Значит, художник применял пигмент под названием «свинцово-оловянистая желтая», представляющий собой станнат свинца. Но этот пигмент бывает двух типов: первый использовался в XIV—XVIII веках, а второй — с XVIII века. От прояснения этого нюанса зависит результат всей экспертизы.
И тут на выручку приходят молекулярные методы, позволяющие различить вещества, схожие по составу, но различные по структуре. Молекулярные спектры разных элементов уникальны, как отпечатки пальцев у людей.
Пигменты в составе красочных слоев живописных полотен могут поведать о многом. Известно, что в первом тысячелетии нашей эры использовалось всего 4 основных пигмента. В средневековье их число увеличилось до 20. Начиная с XVIII века бурное развитие химии привело к обогащению палитры художников синтетическими красками. Поскольку даты появления многих из них доподлинно известны, такие краски принято называть датирующими. Например, известно, что впервые желтый хром синтезировали в конце XVIII века. В палитре европейских художников он появился примерно в начале XIX, а у русских — во второй половине того же века. Однажды, изучая белорусскую икону 1844 года, ученые обнаружили в составе красок желтый хром. Это стало настоящей сенсацией! Получается, на территории современной Беларуси этот пигмент стали применять раньше, чем в Российской империи.
Комбинационное рассеяние света и инфракрасная микроспектроскопия позволяют идентифицировать и состав связующих материалов (воск, смолы, масла, яичные желтки, клеи, различные эмульсии) — тоже своеобразный маркер периода создания живописного полотна. Ведь живописные техники, художественные традиции менялись со временем.
Микрофрагменты произведений, отобранные для изучения, при многократном увеличении напоминают слоеный пирог. Каждый слой — это структурный элемент: грунт, краски, лак.
Такие комплексные подходы в работе позволяют ученым получить наиболее полное представление об объекте искусства, минимизировать вероятность ошибки.
В общем-то все применяемые для «диагностики» произведений искусства физические методы давно и хорошо известны. Однако перед учеными стояла задача — повысить их точность, чтобы получать максимально качественную информацию, значительно уменьшив количество отбираемой пробы. И определенные успехи на этом пути достигнуты. Например, для усиления комбинационного рассеяния света, сотрудники лаборатории нанооптики разработали уникальные методики, основанные на синтезе наночастиц благородных металлов.
Впервые в Беларуси
В основном заказы на «диагностику» живописных полотен поступают к физикам из музеев. Сегодня ученые совместно с Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси реализуют информационный проект. Его цель — изучить порядка 100 подписных объектов национального искусства и создать базу данных о том, какие художественные традиции существовали, какие материалы использовались в определенные периоды в тех или иных регионах Беларуси. На ее основе можно будет устанавливать авторов, место и время создания неизвестных произведений. Кроме физиков в этом проекте задействованы историки, искусствоведы, биологи и программисты. Подобные информационные базы по национальному искусству уже созданы во многих странах. В Беларуси подобный систематический анализ проводится впервые. Проект завершится в конце 2018 года. Но уже сегодня есть основания утверждать: своя школа живописи в Беларуси была.
Фото Тамары Хамицевич