Создадут ли в Минске электродвигатель для большегрузов, и как проверяют моторы на герметичность

Когда на Минском моторном заводе сделают двигатель для «БЕЛАЗа» и почему конструкторы пока не планируют проектировать электродвигатель для большегрузов, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

Журналистам редко удавалось увидеть, как работает конвейер Минского моторного завода. Тем интереснее было посетить знаменитое предприятие и своими глазами увидеть весь процесс создания двигателя.

Его основная деталь — блок цилиндров, который отливают в литейке тракторного завода, а затем перевозят на моторный. Это пример кооперации двух соседних предприятий. Чтобы облегчить подачу тяжелых комплектующих, например массивного коленвала, по навесному конвейеру его подают прямо на рабочее место слесарей-сборщиков.

— Раньше двигатель собирали на металлических подставках, — показывает на сохранившийся раритет прямо возле сборочной линии начальник технологического бюро цеха сборки и испытания моторов Дмитрий Лепеш, ставший на время нашим гидом. Неважно, какой тип мотора собирают на конвейере, для них предусмотрена единая нумерация. Прежде цифры набивали вручную, от чего иной раз могли пострадать нежные пальцы наших работниц. Если шрифт был нечетким, исправлять его было нельзя, поскольку в ГАИ это могли посчитать перебивкой номера. Но человека давно заменила специальная автоматическая установка.

Переходим ко второй линии. Большинство операций здесь автоматизированы.

— Постоянно модернизируем конвейер, продолжает наш гид. — Еще одна важная деталь двигателя — головка цилиндров. Она одновременно крепится 15 болтами. Это очень ответственное соединение. Если хорошенько не зажать крепления, возможен прорыв газа, а значит, двигатель разрушится. Раньше для этой операции были задействованы четыре станка: два из них заворачивали болты предварительно, два — окончательно. Вдобавок их обязательно подтягивал рабочий. Сегодня все делает одна специализированная установка. Камера считывает номер двигателя, а информация по затяжке болтов передается на сервер. Там же хранятся данные о любой детали двигателя вплоть до самой мелкой: откуда прибыла, кто устанавливал, какого типа.

Слесарь механосборочных работ Светлана Горбачёва и контролёр ОТК Вероника Тютюнник

На следующей линии конвейера слышен непрекращающийся стрекот шуруповертов — ими вооружены многие сборщики. Большая номенклатура деталей препятствует автоматизации процесса сборки. Несмотря на то что все детали надежно закреплены, двигатели держат экзамен на герметичность. Их заполняют воздухом и следят, чтобы не было утечки, о чем сигнализирует красная лампа на стенде. Проход любого двигателя по конвейеру завершается в испытательных боксах, где колдуют испытатели. От нескольких минут до получаса уходит на то, чтобы установить двигатель на стенд. С массивными моторами нужно повозиться. Проходя экзамен на прочность и качество, двигатель выдерживает испытание от 25 минут до 33 часов. Военные заказчики требуют тестировать моторы дольше.

Авторитет столичной марки позволяет вернуть давних потребителей даже спустя время. Например, минчане долгое время поставляли моторы для «ГАЗа». Однако россияне, создав производственную линию на Ярославском моторном заводе, на время отказались от минских моторов. С середины нынешнего лета «ГАЗ» снова планирует обратиться к своим проверенным партнерам и закупать двигатели стандарта Евро-5. Как говорится, сравнили качество.

Александр Рогожник, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод», напоминает, что предприятие, которое ныне объединяет несколько производственных площадок в Минске, Гомеле, Житковичах, Лиде и Столбцах, в 2018 году отметило 55 лет.

Александр Рогожник
Александр Рогожник

— Сегодня наш холдинг занимает лидирующие позиции по выпуску дизельных двигателей на постсоветском пространстве. Почти полсотни автобрендов мира оснащаются минскими моторами, — отмечает А. Рогожник. — Предприятие активно наращивает объемы производства. В 2018 году Минский моторный произвел почти 44 тыс. двигателей, в нынешнем планируют выпустить свыше 47 тыс. Существенно улучшилось сервисное обслуживание. Среди последних достижений — активное продвижение на украинский рынок.

Практически вся техника, выпускаемая Харьковским тракторным заводом и Слобожанской промышленной компанией, комплектуется двигателями из Минска. Наращивается отгрузка продукции в Европу, на Кубу, во Вьетнам. В планах — выйти на темп роста по экспорту в 112 %.

— Рассматриваем вариант поставок для кормоуборочной техники «Ростсельмаша», рассказал А. Рогожник. — Идут переговоры об организации сборочного производства на «Южмаше» (Украина), на Кубе. Чтобы наша продукция оказалась на конвейере того или иного предприятия, двигатель должен пройти много сертификационных испытаний. Это требует определенного времени.

Сегодня на моторном ведут разработку новых типов двигателей. На очереди — газопоршневой, который позволяет существенно экономить на топливе. Подобной технологией заинтересовались тракторозаводцы как Украины, России, так и Беларуси. Тем более что она позволяет еще и выдерживать экологические стандарты, нормы которых ужесточаются с каждым годом.

Слесарь механосборочных работ Андрей Казак

— Номенклатура экологических двигателей на Минском моторном заводе уже есть. Поставляем двигатели стандарта Евро-5, Евро-6 для грузовой техники и Stage-2 для тракторов, — уточняет гендиректор.

Сегодня все силы конструкторов моторного завода нацелены на разработку тяжелого двигателя для нужд БЕЛАЗА. Нужно создать 12-цилиндровый мощностью до 2 тыс. л. с. в газовом и дизельном исполнении. Сроки появления мощного мотора руководители холдинга пока не уточняют.

Что касается прогнозов по поводу электрических моделей машин, то тут у А. Рогожника свое видение ситуации:

— Сделать электродвигатель несложно. Но его главная составная часть — батарея. Масса легкового авто не может сравниться с тракторной техникой, большегрузом, тем более с карьерными гигантами. Представьте, каковы должны быть емкость батареи, габариты и вес, чтобы тяжелый автомобиль просто поехал, не говоря уже о перевозке 60 или 80 т. Сегодня в мире пока нет технологий, позволяющих создать габаритные батареи. Только один производитель сумел представить грузовик, и то тот способен перевозить не самый тяжелый вес. Да и стоимость машины несоизмеримо высока. Сможет ли окупиться проект? Думаю, в ближайшие 20 лет не стоит ожидать массового производства грузового электротранспорта, пока не появятся соответствующие технологии. Хотя среди легковых авто и их двигателей, безусловно, грядет скорый прогресс.

Справочно

Минские двигатели будут устанавливать на морских судах. Такой вердикт вынесен на Кингисеппском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге — именно это предприятие изготавливает силовые установки для судов на базе дизельных двигателей. Специалисты проанализировали возможности адаптации белорусских моторов на морских судах и нашли их пригодными для использования.

Фото Сергея Пожоги

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое