Создание новых экскурсионных маршрутов и не только. Как будут привлекать туристов в Беларусь

Национальное агентство по туризму ждут перемены: формируется боеспособная команда и создаются региональные представительства. Как будут привлекать туристов, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Новая команда

Национальное агентство по туризму возглавил Павел Сапотько. До этого он руководил Национальным историческим музеем. Признается, что не чувствует перехода в другую отрасль, ведь туризм в первую очередь основывается на историко­культурном наследии и достоянии страны.

Многие направления работы очень схожи: культурно-просветительская, образовательная, выставочная, издательская, маркетинговая деятельность. Также мы ведем кадастр туристических ресурсов, реестры экскурсоводов и гидов-переводчиков, субъектов туристической деятельности, экскурсий и туров по Беларуси, трансграничных маршрутов, организуем образовательные программы для специалистов отрасли, осуществляем научное и методическое сопровождение сферы туризма, проводим маркетинговые исследования, участвуем в крупных международных выставках, где демонстрируем туристический потенциал Синеокой. Ведь одна из главных задач Национального агентства по туризму — продвижение Беларуси на международной арене. По сути, мы пиар-агентство страны, — говорит Павел Михайлович. — В этом году исполняется 20 лет со дня основания учреждения. Многое сделано, но настало время перерождения. Меняется структура агентства, количество сотрудников увеличится. В каждом областном центре откроются наши представительства. Соответственно, расширяются наши полномочия и функции, зоны ответственности. Работы очень много.

Директор подчеркивает, что намерен собрать боеспособный и творческий коллектив, который сможет успешно решать разноплановые задачи.

— Делаю ставку на специалистов с широким кругозором, опытом работы в разных сферах. В одной команде должны быть юристы, историки, культурологи, люди со специальным туристическим образованием, филологи, журналисты, IT-специалисты, чтобы они могли обмениваться взглядами, знаниями. Хочется наладить большой диалог внутри коллектива, — делится планами собеседник.

Большие надежды возлагаются на региональные представительства, которые должны мониторить и анализировать ситуацию в отрасли на территории области, разрабатывать новые маршруты и стратегии привлечения туристов в регионы, проводить маркетинговые мероприятия.

Родные края

В ближайшую пятилетку делается ставка на развитие внутреннего туризма. Это предусмотрено Государственной программой «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 гг. В планах — создание новых экскурсионных маршрутов и развитие туристической инфраструктуры в городах и районах.

Пандемия негативно повлияла на индустрию отдыха. По данным Всемирной туристской организации, число международных поездок в 2020-м снизилось на 74 %, экономические потери гигантские. Беларусь не исключение, хотя наша страна не закрывала границы и открыта для туристов. Но все мы понимаем: вирус быстро не исчезнет, люди резко не начнут путешествовать. Тем не менее жизнь продолжается и туризм является потребностью. Надо показывать белорусам богатства, которые есть внутри страны. И их очень много, — рассуждает Павел Сапотько. — Сейчас мало сказать, что в одном районе стоит уникальная церковь, а в другом проводится реконструкция древнего обряда. Никто не поедет в одну точку с ними знакомиться. Надо объединять интересные объекты в комплекс, создавать туристские дестинации, кольцевые маршруты. Такой опыт уже есть. Те же агроусадьбы кооперируются в кластеры и предлагают оригинальные услуги — от дегустации блюд национальной кухни, мастер-классов по народным ремеслам до участия в программах исторической реконструкции и сплава на байдарках. Кроме того, следует активизировать работу с региональными центрами культуры, где сохранились потрясающие элементы нематериального наследия Беларуси.

Собеседник подчеркивает, что наша страна имеет богатую и разнообразную культуру. В каждом регионе есть достопримечательности, знаковые мероприятия, которые должны стать местными туристическими брендами. В перспективе планируется продолжить работу и над созданием национального бренда.

Столичный шик

Продолжится развитие туризма и в Минске. Здесь уже созданы все условия для комфортного пребывания и досуга гостей, но, как говорится, нет предела совершенству.

— Достоинство столицы — культурная мозаичность. В городе сосредоточено огромное количество памятников, знаковых мест и объектов. А также храмы разных конфессий, здания многих архитектурных стилей, музеи, галереи, театры, проводятся фестивали национальных культур, немало кафе и спортивных сооружений, парков. Человек может приехать в Минск на неделю и провести свой досуг, как захочет. В этом фишка столицы, — отмечает Павел Михайлович.

По его мнению, туристам обязательно стоит посетить историческую застройку на Немиге, Большой театр оперы и балета, художественный и исторический музеи, мемориальный комплекс «Тростенец».

Чтобы люди активнее путешествовали по Минску, стоит создавать тематические экскурсии, комплексные турпродукты, объединив возможности разных организаций, — считает собеседник. — Идей и тем для новых маршрутов много. Это каждый год доказывает Фест экскурсоводов. Специалисты разрабатывают авторские экскурсии, применяют новые подходы в работе. Но нам стоит активнее продвигать свои услуги и программы в Интернете, эффективно работать со СМИ.

Рады гостям

Перед Национальным агентством по туризму стоят и амбициозные задачи по привлечению в Беларусь большого количества иностранных гостей, а также по продвижению ее за рубежом.

— До пандемии Беларуси удалось заявить о себе на международной арене и войти в топ стран, рекомендуемых к посещению. Повлияли чемпионат мира по хоккею, II Европейские игры, безвизовый режим, диалоговые площадки, культурные мероприятия, участие в международных выставках и многое другое. В 2019 г.у увеличилось количество иностранцев, посетивших Синеокую, число экскурсий внутри страны. Как результат экспорт туристических услуг вырос в 1,5 раза к уровню 2016-го и составил 265,4 млн долларов. Нам и сейчас нельзя сдавать позиции, — отмечает директор. — Будем готовить новые издания, снимать ролики о разных видах туризма, чтобы максимально эффектно показать страну за рубежом. Намерены продвигать наши сайты в Интернете и сделать их версии на иностранных языках. Активизируем работу с белорусскими и зарубежными СМИ, информационное сотрудничество с организациями-партнерами. Считаю, надо задействовать потенциал белорусов зарубежья, дипломатов, развивать тему трансграничного туризма. И обязательно возродить сотрудничество между городами-побратимами, в первую очередь туристическое. Потенциал в этой сфере огромный.

Продолжится участие и в крупных международных выставках. В марте в Москве состоялась 27-я Международная туристическая выставка MITT-2021. Белорусская делегация продемонстрировала туристический потенциал всех регионов страны и представила предложения ведущих игроков туристического бизнеса. Впереди выставки в Израиле, Великобритании и ОАЭ.

Идет подготовка к 23-й Международной весенней ярмарке туристских услуг «Отдых-2021», которая откроется в Минске 23 апреля в классическом формате. Ведется работа с экспонентами, разрабатываются деловая и культурная программы.

По мнению Павла Сапотько, Беларуси есть что показать зарубежным гостям:

— В первую очередь иностранцы интересуются культурой и историей страны. В последнее время стали обращать пристальное внимание на наше нематериальное наследие: обряды и праздники, национальную кухню, народные промыслы и ремесла. Есть спрос на промышленный, деловой, медицинский туризм. Белорусский феномен — агроэкотуризм. Сельские усадьбы сейчас активно развиваются и превращаются в музейные, туристические комплексы с широким спектром услуг. Это очень здорово. Белорусам есть чем гордиться, и мы можем громко о себе заявить. Хочется, чтобы наша страна ассоциировалась с богатым и уникальным наследием.

Справочно

В Беларуси 943 аттестованных экскурсовода и 241 гид-переводчик.

Фото из архива «МН» и БелТА

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ