Сожжение еретика Бруно, шутовская свадьба на морозе и бомба для царя. Этот день в истории: 17 февраля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 17 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1600 год. Джордано Бруно сожжен на костре римской инквизицией
Д. Бруно — итальянский монах-доминиканец, философ, математик, поэт и теоретик космологии. Его учения, включая идеи о бесконечности Вселенной и множестве миров, противоречили официальной доктрине Римско-католической церкви, что и стало причиной его преследования. После длительного судебного разбирательства римская инквизиция признала его виновным в ереси и приговорила к сожжению на костре. До того он провел в тюремном заключении восемь лет, подвергался пыткам, но не отказался от своих убеждений.
По расхожему мнению, ересь Бруно заключалась в том, что он предположил вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот. Но не все так просто, в конце концов, самого Коперника за эти идеи никто не сжег. Но Бруно упорно не желал отказываться от той части воззрений, которая утверждала магическую, а не божественную природу мира. Магами, по версии Бруно, были и Моисей, раздвинувший море, и сам Христос, творивший чудеса с вином и хлебом, а также его апостолы. Именно это, а вовсе не научные взгляды на космос, привело Джордано на костер. И именно поэтому, даже спустя 400 лет, католическая церковь отказалась его реабилитировать.
Бруно был предан сожжению на площади Цветов в Риме 17 февраля 1600 г. Палачи привязали его к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой веревкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Предсмертных криков Бруно никто не услышал — на казнь приговоренного привели с кляпом во рту. Слишком ужасна была та ересь, которую этот еретик мог прокричать перед смертью в пылающем огне.
Все произведения Бруно были занесены в 1600 г. в католический Индекс запрещенных книг и оставались в нем до его последнего издания 1948-м.
1740 год. Шутовская свадьба в морозном Петербурге
В день, когда в Петербурге была зарегистрирована самая низкая в истории города температура (минус 40 °C), русская императрица Анна Иоанновна устроила забаву — шутовскую свадьбу князя Михаила Голицына и калмычки Авдотьи Бужениновой. В шуты князь был разжалован за смену веры — будучи за границей, Голицын для женитьбы на итальянке принял католичество. Фамилия невесты Авдотьи на самом деле была прозвищем, которое императрица дала придворной шутихе в честь своего любимого блюда — буженины.
Для свадьбы на берегу Невы, между Зимним дворцом и Адмиралтейством, был построен Ледяной дом, сооруженный из скрепленных водой ледяных блоков, размером 17,1 м в длину, 5,3 м в ширину и 6,4 м в высоту. Все украшения дома, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и даже само брачное ложе для «молодоженов», были изготовлены изо льда. Архитекторами сооружения выступили не последние люди в государстве — Пётр Еропкин, руководитель Комиссии о Санкт-Петербургском строении, составившей первый генеральный план города на Неве, и академик, физик и математик Георгий Крафт.
Для развлечения на шутовскую свадьбу были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. Мемуарист Василий Нащёкин оставил ее описание:
«Да тогож 1740 году была куриозная свадьба. Женился князь Голицын, который тогда имел новую фамилию Квасник, для которой свадьбы собраны были всего государства разночинцы и разноязычники, самаго подлаго народа, то есть Вотяки, Мордва, Черемиса, Татары, Калмыки, Самоеды и их жены, и прочие народы с Украины, и следующие стопам Бахусовым и Венериным, в подобном тому убранстве, и с криком для увеселения той свадьбы. А ехали мимо дворца. Жених с невестою сидел в сделанной нарочно клетке, поставленной на слоне, а прочий свадебной поезд вышеписанных народов, с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, следовал на оленях, на собаках, на свиньях».
Анна Иоанновна любила необычные развлечения. Шутами она назначала кого угодно, в том числе князей — Голицына, Волконского, Апраксина… Каждое воскресенье, когда государыня утром возвращалась из церкви, они играли перед ней роль кур-наседок и кудахтали.
Два месяца Ледовый дворец был городской достопримечательностью, а в апреле растаял с приходом тепла. Что же касается брачного союза, заключенного при столь необычных обстоятельствах в лютую февральскую стужу, то уже 24 ноября того же года у Бужениновой и Михаила Алексеевича родился сын, будущий майор Андрей Голицын (1740–1777). В тот же год новая российская правительница, Анна Леопольдовна, освободила Голицына и других шутов от их позорных обязанностей.
После смерти Бужениновой (в 1742 г. при родах) Голицын вступил в новый брак — уже четвертый по счету, и на сей раз последний.
1880 год. Революционер-террорист Степан Халтурин совершает покушение на царя Александра II
Это было уже пятое покушение на жизнь Царя-освободителя. Халтурин действовал во исполнение смертного приговора, вынесенного Александру II за полгода до того Липецким съездом революционно-террористической организации «Земля и воля» — «за преступления, которые царь совершил и может совершить в будущем».
Устроившись на временную работу в Зимний дворец в качестве столяра-краснодеревщика, террорист в несколько приемов пронес в здание большое количество взрывчатки. Заряд он расположил под залом, где устраивался торжественный обед для всех членов династии. Но из-за опоздания одного из гостей произошла задержка, и в момент взрыва обеденный зал был еще пуст. Никто из царской фамилии не пострадал, однако жертв было немало — погибли 11 солдат, героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за свое отличие зачисленных на службу в императорский дворец. Еще 56 человек получили ранения и контузии.
В тот раз Халтурину удалось скрыться, но через два года он был схвачен и повешен по приговору суда после убийства одесского военного прокурора. В революционном движении и позднее в СССР имя этого террориста было окружено почетом, им называли улицы и предприятия, в честь Халтурина был переименован старинный город Орлов в Кировской области.
1920 год. Родился Василий Порик, лейтенант Красной армии, участник французского Сопротивления, национальный герой Франции, Герой Советского Союза
Он родился в селе Соломирка Подольской губернии (ныне село Порик Хмельницкого района Винницкой области Украины) в крестьянской семье. В 1941 г. окончил Харьковское пехотное училище и отправился на фронт. Но уже в июле попал в окружение под Уманью, был ранен и захвачен в плен. Сумел бежать из концлагеря Бомон. Вскоре организовал небольшой мобильный партизанский отряд, который успешно проводил смелые, дерзкие операции на севере Франции. За голову Порика немцы объявили награду в миллион франков. В одном из боевых столкновений Василий был ранен, схвачен и посажен в тюрьму Сен-Никез.
В течение восьми дней он мужественно переносил пытки и издевательства фашистов. Узнав на очередном допросе, что жить ему осталось два дня, лейтенант решил принять последний бой. В камере он вытащил из деревянной решетки длинный гвоздь, криком привлек к себе внимание и убил вошедшего к нему конвоира его же кинжалом, который ему удалось отобрать. С помощью кинжала расширил щель в окне и, разорвав белье и связав его, совершил побег.
Сообщая о побеге Порика из тюрьмы, французские газеты пестрели заголовками: «Побег, которого не знала история Сен-Никеза», «Из тех казематов мог бежать разве что дьявол». Слава Порика росла с каждым днем, в отряд приходили новые люди. Удивляясь находчивости и дерзости советского офицера, шахтеры департамента Па-де-Кале говорили про него: «Двести таких Пориков — и фашистов не было бы во Франции».
За время активных действий отрядом Порика было уничтожено более 800 фашистов, пущено под откос 11 эшелонов, взорвано 2 железнодорожных моста, сожжено 14 автомашин, захвачено большое количество оружия.
В одном из неравных боев 22 июля 1944 г. Василий был схвачен и расстрелян. Ему было 24 года.
Через 20 лет, в 1964-м, Порику посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Он стал единственным, кто удостоен его за участие во французском Сопротивлении. Всего же в годы войны во Франции действовали десятки партизанских отрядов, состоявших из русских эмигрантов и советских солдат, бежавших из плена.
Из книги Алексея Аджубея «Те десять лет»:
«Есть в маленьком французском городке Энен-Льетар, похожем на наши донбасские угольные городки, воинское кладбище. На белой плите надпись: лейтенант Красной армии Василь Порик. Фашисты захватили его раненым в плен. Из концлагеря бежал. Долго блуждал по европейским дорогам, пока нашел пути в отряд маки, состоявший из шахтеров. Те спрятали его в старом выработанном забое, спасли от фашистов-ищеек. Василь Порик вскоре стал командиром отряда, выучил язык и отличался от них только тем, что носил форму лейтенанта Красной армии, подтверждая этим верность присяге и Родине. Фашисты схватили и расстреляли Порика в июле 1944 года в Аррасе. Позже боевые товарищи похоронили его в братской могиле. Только после войны имя его стало известно. Посмертно Порик был удостоен звания Героя Советского Союза. На могильной плите высечена Золотая Звезда, и ветераны, приходя сюда, отдают Василю воинские почести…».
1935 год. Принято постановление СНК СССР «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве»

Фот ос сайта ВДНХ
В последний день работы II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, проходившего в Москве с 11 февраля, народный комиссар земледелия СССР Михаил Чернов внес предложение об организации в 1937 г. в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Она была задумана как временная экспозиция, призванная продемонстрировать достижения советской власти за 20 лет и отразить успехи коллективизации. Идея была поддержана участниками съезда. В тот же день правительство издало соответствующее постановление и поручило эту работу народному комиссариату земледелия СССР.
Чуть позже был создан Главный выставочный комитет, который возглавил сам инициатор организации выставки — нарком Чернов, главным архитектором назначили Вячеслава Олтаржевского. Еще в пору НЭПа Олтаржевский спроектировал первую в СССР Всесоюзную сельхозвыставку, которая тогда размещалась на Воробьевых горах. Ей большевики придавали особое значение — за несколько месяцев до смерти ее даже посетил Ленин. Однако скромные масштабы первого комплекса не позволяли продемонстрировать все достижения Страны Советов. Теперь все должно было быть куда масштабнее.
Путь от замысла до реализации оказался труден и тернист. Начать работу выставки, как первоначально планировали, 6 июля 1937 г. — в День Конституции СССР, не получилось. В связи с техническими сложностями и большим объемом работы, включавшей не только постройку павильонов, но также общее благоустройство территории и создание в районе необходимой инфраструктуры (водопровод, канализация, транспортное сообщение), открытие перенесли на 15 августа 1937 г. Когда же стало ясно, что и эта дата нереальна, назначили новую дату — 1 августа 1938 г., а в Народном комиссариате земледелия начались аресты сотрудников в связи с расследованием обстоятельств «вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки». В первую очередь арестовали ключевые фигуры — Чернова и Олтаржевского. Построенные к этому времени здания, некоторые из которых были признаны «вредительскими», демонтировали или перестроили, что вновь отложило открытие выставки.
Наконец, 1 августа 1939 г. первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, призванная демонстрировать всему миру торжество советской зажиточной колхозной жизни, была торжественно открыта под песню Исаака Дунаевского «Славься, Родина обильная». С северного входа посетителей встречала скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». За 85 дней работы ВСХВ в 1939 г. выставку посетили более трех миллионов человек.