1200h90 2

Спасение жизней через объектив. Как работают сотрудники пресс-службы МЧС

Почему во время спасательной операции недопустимы эмоции и каких правил нужно придерживаться в зоне чрезвычайной ситуации, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала официальный представитель Минского городского управления МЧС Ольга Мельченко.

0 02 05 7b72e38c823cb6ac0c2671b21cbecb6e1673c79b28ce97e918c5d11e69607d9f f56f0cdeced29fff

В постоянном движении

Встречу с официальным представителем Минского городского управления МЧС пришлось несколько раз переносить: ее звали в дорогу служебные дела.

Так, выезжали на улицу Налибокскую, где в одном из домов горел балкон, — рассказывает О. Мельченко. — Нужно было сделать фото, видео и подготовить материал — через имеющиеся у нас ресурсы необходимо оповещать горожан о чрезвычайных ситуациях, которые происходят в столице. С февраля руковожу сектором информации и общественных связей Минского городского управления МЧС. В моей команде два человека. Одна из наших задач — выезжать на крупные или наиболее резонансные происшествия.

Как правило, приходя на работу, О. Мельченко не знает, что ее ждет:

Конечно, у меня есть рабочие планы. Правда, часто ситуация разворачивается таким образом, что приходится бывать в разных частях города. Например, недавно мы участвовали в семинаре работников пресс-службы  МЧС, который завершился пятничным вечером. Казалось бы, можно готовиться к выходным, но нет — произошло загорание в административном здании на улице Смоленской. Только собрали материалы по этому ЧП, подготовили и разместили все на информресурсах, как поступило сообщение о пожаре в неэксплуатируемом частном доме в Лошицком проезде. Да, не совсем резонансное происшествие, однако для нас это возможность сделать хорошие кадры спасателей в боевых условиях. Думаю, лучшая имиджевая составляющая нашей сложной профессии — показать ее такой, какая она есть. Ребята наши скромные, а так хочется, чтобы об их ежедневных подвигах знали.

photo 2024 02 28 13 44 28

С утра до ночи

Рабочий день О. Мельченко официально длится с 9:00 до 18:00, но выезжать на чрезвычайные ситуации приходится и в выходные, и в праздничные дни, и ночью.

Один из показательных случаев — обрушение пешеходной части моста на ул. Немиге, которое произошло в январе 2022 года.

Я была в числе первых прибывших работников МЧС. В ту ночь мне не спалось — решила посмотреть новости в телефоне. И тут пришло сообщение о ЧП на Немиге. Я сразу же встала, оделась, взяла с собой термос с чаем и поехала на место происшествия. Когда увидела эти бетонные глыбы моста, надеялась, как и все, что под ними никого нет. К счастью, обошлось без пострадавших, но последствия оказались серьезными. Включилась в работу — надо было взаимодействовать с СМИ. Домой попала только в пять часов вечера, — вспоминает собеседница.

По ее словам, пресс-служба тесно сотрудничает со штабом ликвидации чрезвычайных ситуаций городского управления МЧС.

Куда едут офицеры штаба, туда и мы. Помню такой случай: в одном из столичных общежитий во время сильного пожара спасли женщину, и эти кадры удалось снять. Эмоции минчанки были неподдельными — в них отразились и пережитый в огненной ловушке ужас, и искренняя благодарность спасателям, — отмечает О. Мельченко.

0 02 05 9faab3d426905dcfd10df15d3bec770d0013195c6edaf38773b3cfcb9155f2a6 6839f43f0aba154a

На линии от огня

Конечно, существуют правила техники безопасности и охраны труда, которые во время спасательной операции необходимо соблюдать. По-другому никак, — продолжает собеседница. — Нужно вести съемку на таком расстоянии, чтобы не создавать неудобств подразделениям МЧС. Не должно быть угрозы и собственной жизни — мы не можем находиться в эпицентре ЧС. Однако у нас есть техника, которая позволяет выполнять профессиональные обязанности. Например, используем длиннофокусные объективы, чтобы не мешать работе спецтехники и спасателей. Так мы и поступили в ситуации с разливом химических веществ на одной из сортировочных станций — сделали фото и видео с безопасного расстояния.

В выполнении задач О. Мельченко помогает накопленный опыт:

Когда за плечами множество ЧП и ты знаешь, как будут действовать наши подразделения в той или иной ситуации, уже от этого отталкиваешься и понимаешь, что и как снять.

photo 2024 01 13 11 05 26

Не поддаваться эмоциям

По словам О. Мельченко, она всегда очень переживает за спасателей, которые уходят в опасную зону. И волнуется еще больше, когда узнает, что в горящем помещении или здании могут находиться люди.

На пути следования к месту происшествия (а выезжаем мы чуть позже спасателей) все в ожидании того, что же будет дальше. Но, что бы ни случилось, отработать нужно хладнокровно. Увы, бывали жуткие инциденты с гибелью людей. К непоправимому зачастую приводит элементарное пренебрежение правилами безопасности. Однако произошла трагедия, и о ней надо рассказать так, чтобы горожане понимали, какие могут быть последствия. А еще чтобы сочувствовали тем, у кого беда, — рассуждает собеседница. — Причем, в отличие от журналистов, передать информацию необходимо в довольно сдержанном стиле. Эмоции — это все потом. Да, волнительно, но такая работа и ее надо делать.

Мечта сбывается

Майор внутренней службы О. Мельченко родом из Гродно. Училась в Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь. По распределению как лучшая выпускница и стипендиат президентского фонда попала в Минск в 2016-м.

Первое место работы — инспекция надзора и профилактики Московского РОЧС. Оттуда очень скоро перешла в городское управление, где ей предложили должность пресс-секретаря.

По сути, так и реализовалась моя детская мечта стать журналистом и фотографом. Тружусь в потрясающей структуре, которая спасает человеческие жизни, делает все для обеспечения безопасности в столице. Могу об этом с гордостью рассказывать и учить людей правилам безопасного поведения. Очень люблю то, что делаю! — подытоживает собеседница.

Фото из архива Ольги Мельченко

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Во время съемок «Хозяина тайги» происходило много интересного и необычного. Валерий Золотухин взимал плату с жителей села за право посмотреть на Владимира Высоцкого. А еще исчез бесследно директор группы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

07330a09 ff8c 5d46 a3a1 ce660d811883

О чем кино

В таежном поселке ограбили магазин. Вину за это преступление берет на себя сплавщик леса Ипатов. Тем не менее участковый Серёжкин видит противоречия в деле. Он подозревает бригадира сплавщиков Ивана Рябого. Когда тот пытается уплыть на лодке из поселка, милиционер перехватывает его и обнаруживает краденое. Но выясняется: в ограблении замешан не только Рябой.

Черпал из жизни

Борис Можаев жил на Дальнем Востоке, был специальным корреспондентом газеты «Известия». Ездил по региону. Например, писал о шабашниках. Колхозы, совхозы имели право заключать хозяйственные договоры на строительство объектов (коровники, зернохранилища, школы) с временными трудовыми коллективами. Так появились бригады, которые зарабатывали большие деньги. Не в накладе оставались и заказчики. Председатели хозяйств завышали суммы. В ведомости писали одну, а на руки выдавали другую, имея маржу. Подобные криминальные истории стали основной темой автора. В его копилке появилось много сюжетов, на основе которых он в 1954 году начал литературную деятельность. А в 1960-е написал повесть «Власть тайги». Поступив на двухгодичные высшие сценарные курсы во ВГИК, Можаев создал дипломный сценарий по мотивам этой книги. Экзаменаторам так понравился материал, что они отдали его с рекомендациями на «Мосфильм». Шел 1965-й.

В редакторском отделе вспомнили: режиссер Владимир Назаров родом из Иркутска. Решили, что тема тайги ему может быть близка. Прочитав произведение, он согласился снимать.

fmt 114 24 hozjain.tajgi .1 15 17.169

Ультиматум Золотухина

Сперва в роли милиционера Серёжкина постановщик видел Евгения Урбанского. А Ивана Рябого предложил сыграть Николаю Крючкову. Но 5 ноября 1965-го Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». Пришлось пересматривать актерский ансамбль.

Как раз в этот период в Театре на Таганке режиссер Юрий Любимов ставил спектакль по пьесе Можаева «Живой». Автор приходил на репетиции и заприметил Валерия Золотухина. Сценарист решил, что лучшего Серёжкина не найти. Предложил Назарову провести пробы. В итоге артиста утвердили. А тот заявил: «Без Высоцкого сниматься не буду». Актеры дружили, к тому же Владимир Семёнович недавно настоял на съемках Золотухина в ленте «Интервенция». Валерий решил ответить тем же. Постановщик даже обрадовался, понимая: он получит не только исполнителя роли Рябого, но и автора песен для картины.

На главную женскую роль поварихи Нюрки пробовались Людмила Максакова и Людмила Чурсина. Режиссер утвердил молодую жену знаменитого постановщика Ивана Пырьева Лионеллу. Видимо, чем-то был обязан мэтру. Однако та отказывалась, не видела себя таежной стряпухой. Ее уговорил Высоцкий.

Михаил Кокшенов часто играл деревенских простаков, хоть и был коренным москвичом в пятом поколении. Здесь он предстал в образе сплавщика Ипатова.

1050890 1

Исчезновение директора

Натурные съемки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края, а также на реке Мане. Постановщик выехал туда раньше, подбирая с оператором подходящие локации. А актеры прибыли после окончания сезона в театрах.

На весь съемочный период многие местные жители перебрались к родственникам и соседям, а свои избы сдали группе за деньги. Высоцкий и Золотухин поселились вдвоем. Владимира Семёновича знали и любили после белорусской ленты «Я родом из детства» и картины «Вертикаль». И конечно, слышали его песни, обожали, а владельцы бобинных магнитофонов переписывали их. Валерия Сергеевича же не узнавали. Чтобы вжиться в образ и не переодеваться на площадке, он постоянно ходил в милицейской форме. Местные решили, что этот слуга закона — охрана знаменитого барда. Дабы увидеть кумира, спрашивали разрешения у Золотухина. Высоцкий не возражал, мог и спеть. А выросший в селе практичный артист сказал: «Даже в зоопарке платят, чтобы посмотреть на зверей. А ты, Володя, — человек!». Валерий Сергеевич не просил у людей ничего, а стал отвечать: «Граждане, не имею права подпускать к охраняемому!» Народ смекнул, и изо всех окрестных сел стали нести за смотрины съестное. «Милиционер» пошел на попятную. Избу актеров заставили корзинами с пирогами, яйцами, салом, крынками с молоком, бутылями с самогоном.

В середине процесса съемок пропал без вести директор группы Алексей Стефанский. Позже выяснилось: убежал в Москву. Оказалось, он отставник, в прошлом служил в одном из местных сталинских лагерей замполитом. Многие заключенные, освободившись, оседали и жили в Красноярском крае. Его случайно встретили бывшие подопечные и припомнили «гражданину начальнику» его отношение к ним: выбили зуб, угрожали зарезать. Стефанский решил не испытывать судьбу и ретировался.

1050884

В картине прозвучали композиции Владимира Семёновича «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской…»), «Песня Рябого» («Вкалывал я до зари, считал, что черви — козыри, из грунта выколачивал рубли»). А произведение «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» записали, но вырезали из-за слов «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».

Сценарист Можаев за воплощение образа милиционера в сценарии получил существенную денежную премию МВД, за которую ему без очереди продали новую черную «Волгу». А еще он в селе построил матери новый дом. Забавно, что в те же дни спектакль по его пьесе «Живой» в Театре на Таганке закрыла министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она написала докладную в ЦК КПСС о том, что Борис Андреевич — антисоветчик.

В первый же, 1968 год ленту посмотрели более 28 млн человек. Фильм «Хозяин Тайги» имел продолжение. По сценариям того же автора в 1971-м вышла картина «Пропажа свидетеля». А в 1978 году — «Предварительное расследование». Золотухин в них неизменно сыграл Серёжкина. Высоцкий в лентах не участвовал.

Еще материалы рубрики:

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»

В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь

Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»

«Праздник всегда один на всех». Отметили Пасху в гостях у многодетной семьи из Минска

У семьи Туник гости: приехали родственники. Каждый год на Пасху они собираются за праздничным столом. Корреспондент агентства «Минск-Новости» съездила на Пасху в гости к многодетным родителям и узнала, что главное для большой семьи.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 47 864 kopiya

Вы не стесняйтесь, — говорит Светлана Туник и приглашает за накрытый стол. — Попробуйте жульен. Как-то приготовила, с тех пор — «коронное» блюдо в нашей семье.

Из разговора с хозяйкой узнаем, что у Туников трое сыновей: старшему Святославу — 25, среднему Данику — 15, младший — 12-летний Сашка. Туники живут в 13 км от Минска в агрогородке Хотежино. Когда-то выгодно купили здесь участок и сами построили дом.

Я выросла в Минске. Но не люблю большой город, не хватает мне личного пространства. И детей трое, как ютиться в квартире? Сказала Виталику однажды: «Поехали из города, тяжело здесь, тесно!» Строили так, чтобы места хватило всем. Человек 30 у нас точно поместятся, — улыбается Светлана.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 45 29 735 kopiya

Познакомились Туники, как говорят, по чистой случайности. Дело было в Турции. Виталик отдыхал сам по себе, Света — тоже.

И на тебе! Он из Минска и я, это же надо было за 2 000 км от дома встретится! — смеется хозяйка. Виталик в ответ расплывается в улыбке.

Жульен вышел отличный. Вдогонку нас угостили шашлыком и полендвицей, которую искусно солит мама Светланы Теофилия Францевна. На десерт — арбуз. После плотного обеда нас проводят по двору и знакомят с хозяйством. Здесь породистые куры, две немецкие овчарки Ада и Герда, лохматые ручные кролики и экзотический кот-сфинкс.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 11 991 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 133 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 217 kopiya

Светлана рассказала, что по образованию она — «технарь» и экономист, муж Виталий занимается наружной рекламой. Туники — прихожане храма святителя Николая Японского и активные волонтеры. Как говорит Виталий, познакомились с настоятелем этой церкви восемь лет назад с добрых дел. Теперь Туники радушно принимают гостей-прихожан по большим праздникам.

И День отца праздновали, и Масленицу, и колядовали в Хотежино. Места у нас много, поэтому друзья из прихода любят приезжать к нам, — добавляет Светлана.

Интересно, что мама Светланы — католик и даже, как рассказала Теофилия Францевна, думала крестить дочь в костеле. Но ближайший к дому закрыли на ремонт. В итоге маленькую Свету крестили в православном храме.

В этом году дата Пасхи совпала. А вообще, для нас нет разницы, чья Пасха, так вышло, что в нашей большой семье есть и католики, и православные. Поэтому праздник всегда один на всех, — говорит мама Светланы.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 59 950 kopiya

Пока хозяйка хлопочет на кухне, спрашиваем, каково это — быть мамой троих сыновей.

Да, непросто. Наверное, потому, что я женщина. Что самое главное? Научить мальчиков видеть цель и доходить до результата, ставить задачи и проверять выполнение, это дисциплинирует. Но при этом дать им немного свободы. Мы не навязываем, потому что у каждого свой характер, каждый из нас отдельная личность со своим миром. Думаю, в этом вопросе родителям важно и самим быть примером, — сказала напоследок С. Туник.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 51 42 026 kopiya

Фото автора