Николай Караченцов совершил подвиг жизнелюбия.
В минувшую пятницу в Беларуси выпал снег. Но ледяным холодом сковало сердце не от снега. Скончался народный артист России Николай Караченцов.
Незадолго до аварии в 2005-м на вопрос, есть ли что-нибудь такое, ради чего он мог бы оставить свою профессию, Николай Петрович сказал: «Смерть. Я живу актерской жизнью, ничего другого не имею, не знаю и не хочу знать».
Авария и… Смерть оказалась отсроченной на 13 лет. Это он сам вместе с верной женой ее отсрочил.
Когда мы впервые увидели актера на телеэкране после реанимационных мероприятий, у всех был шок. Но постепенно привыкли и к каркающему голосу, и к новой внешности. Потом перестали воспринимать как инвалида. И вот теперь наконец поняли: он совершил подвиг жизнелюбия.
В жизни Караченцова был один театр — московский «Ленком». В 1974-м режиссер Марк Захаров отдал главную роль в спектакле «Тиль» ему, молодому актеру, умеющему на сцене быть нежным даже в ярости, благородным — в бешенстве, лукавым — в святой простоте. Актер — открытие. Актер — надежда. Актер — харизма. В 1981-м снова главная роль. Граф Резанов в рок-опере «Юнона и Авось» идеально лег на его вулканический темперамент. Этой ролью Караченцов жил более 20 лет. «Ленком» дал ему возможность взлететь, а крылья он расправил сам. Спектакль был записан телевидением, его смотрел, затаив дыхание, весь Советский Союз. Когда рок-опера «Юнона и Авось» была поставлена в Минске в театре музкомедии, вольно или невольно зрители сравнивали исполнителей и приходили к выводу: Караченцову нет альтернативы. Он — штучное произведение матери-природы.
Кино вцепилось в него мертвой хваткой. Более 100 ролей! Комсорги и шулеры, ковбои и старлеи, бродяги и поэты… В 1983-м на «Беларусьфильме» на пробах в кинокартину «Белые росы» Караченцов обошел Кононова, Стеблова, Золотухина… Сыграл роль Васьки Ходаса по-караченцовски — на разрыв аорты. Шалопутный, добрый, наивный, а главное — стержневой этот Васька. Не предатель, не фанфарон, не деляга. Простой скромный белорус… «Белые росы» вошли в золотой фонд советского кинематографа.
В 2013-м, будучи уже тем, другим Караченцовым, по зову «Беларусьфильма» он снова приехал в Минск. «Я живу актерской жизнью, ничего другого не имею…» В ленте «Белые росы. Возвращение» у него роль без слов. Роль-символ. Постаревший, больной Василий Ходас — это тень Советского Союза, которого больше нет.
А вот теперь нет и Николая Караченцова…