Спасибо за… что?

Алексей Иванюшко
Автор материала:
Алексей
Иванюшко

О том, почему социальная реклама иногда выглядит странно.

Как часто вы обращаете внимание на социальную рекламу на билбордах? Я, например, отметил оригинальный подход МЧС. Имею в виду плакаты из серии «Жизнь — это не кино», на которых суровый спасатель снимает с крыши, вытаскивает из пламени и воды Супермена.

Правда, есть и другие примеры, на мой взгляд, весьма спорные. Рядом с перекрестком улицы Гамарника и Логойского тракта красуется билборд, призывающий пешеходов показывать «класс» водителям. Нельзя не отметить широкий кругозор авторов, обыгравших обложку к альбому Abbey Road легендарных The Beatles. Если кто-то забыл, напомню: на билборде британская четверка пересекает дорогу по зебре. В белорусском варианте квартет при этом держит вверх большие пальцы, тем самым иллюстрируя призыв: «Пропустил водитель? Скажи спасибо! Покажи «класс» водителю». Но, простите, почему пешеход должен благодарить водителя за то, что человек за рулем вроде как обязан делать согласно Правилам дорожного движения? Где плакат, который будет призывать водителей показывать «класс» пешеходам за то, что они переходят проезжую часть в положенном месте и на зеленый свет? Может, скоро появятся билборды, где улыбающийся автомобилист выходит из машины и обнимает велосипедиста, спешившегося перед светофором?

Пока же получается однобокая вежливость, причем странная. Мы ведь стараемся жить не по понятиям (ты — мне, я — тебе), а по закону (в данном случае ПДД), в котором прописаны права и обязанности всех участников дорожного движения. К тому же есть большие сомнения, что хама по жизни за рулем можно перевоспитать такими акциями с падабайкамі. Кто-то скажет: а как же взаимная вежливость на дороге? Ничего не имею против. Более того, обеими руками за. Но, говоря про взаимную вежливость, стоит помнить: действительно вежливый человек вежлив сам по себе, а не потому, что ему за это что-то обломится. А если вести речь про более приземленные понятия, мотивацию, то тут эффективнее старый добрый метод кнута и пряника. В Швеции, к примеру, всерьез взялись за контроль скорости и учредили лотерею для автомобилистов. В розыгрыше участвуют только те, кто соблюдает скоростной режим. Призовой фонд формируют из штрафов нарушителей. Иными словами, забирают деньги из карманов плохишей и отдают отличникам дорожного поведения. Вот это действительно «класс»!

Самое читаемое