СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Где-то на белом свете»

О том, как создавалась песня «Где-то на белом свете», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Александр Зацепин

Из-за этой песни ее автор, композитор Александр Зацепин, работавший с Леонидом Гайдаем над многими картинами, едва не поссорился с режиссером.

По совету друзей

Леонид Гайдай

Студентам ВГИКа в рамках курса истории мирового кино были доступны десятки тысяч копий американских лент разных эпох. Леонид Гайдай являлся поклонником немого кино. Вплоть до «Бриллиантовой руки», когда наступил перелом в стилистике автора, режиссер свои эксцентрические комедии наполнял элементами клоунады, трюками, гэгами, отталкиваясь от картин 1920-х Гарольда Ллойда, Чарли Чаплина, Бастера Китона. Да и знаменитая троица, похожая на Труса, Балбеса и Бывалого, существовала в американском кино с 1922 года под общим именем Три балбеса (Three Stooges). Гайдай ничего не копировал, лишь воодушевлялся ранее увиденным, прочитанным.

Комедиям необходимы музыкальная эксцентрика, акустический абсурд, чего режиссер не мог добиться от композиторов в ранних своих фильмах. Нужны и специфические звуки. Например, в сцене кражи невесты голова Вицина в папахе поворачивается на 180 градусов, Никулин возвращает ее назад с особым треском. Работа над подобными звуковыми эффектами Леонида Гайдая не совсем устраивала. И тут друзья посоветовали неизвестного аккордеониста с уникальным опытом Александра Зацепина. Он из семьи хирурга, репрессированного в 1941-м. Шел по жизни самостоятельно. Был не только отличным мелодистом. С увлеченностью инженера паял, изготавливал электронные музыкальные инструменты, которых в СССР не было. С их помощью создавал акустические коллажи. Сотрудничество режиссера и композитора началось с фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В дальнейшем музыкальное оформление для своих лент, ставших знаменитыми, Гайдай заказывал только ему. Картина «Кавказская пленница» стала единственной, где между соавторами возник серьезный конфликт по поводу «Песенки о медведях» — так она была названа.

Сплошной твист

Исполняя «Песенку о медведях», Наталья Варлей во время прогулки с Шуриком танцует в бриджах твист на большом камне. Смесь лезгинки и твиста выплясывает в ресторане персонаж Фрунзика Мкртчяна. А Трус, Балбес и Бывалый, прибыв в город, где происходят события, вешают на летней эстрадной площадке табличку «Школа танцев. Входной билет — 1 рубль», и герой Моргунова учит собравшихся танцевать твист методом тушения сигаретных окурков подошвами.

Но твист в те времена считали одним из тлетворных влияний Запада. Чиновникам не нравилась популяризация этого танца в кино. А еще в первой версии текста песни медведи не «терлись», а «чесались о земную ось». На худсовете задались вопросом: «У них дерматологическое заболевание? Кроме того, земной оси не существует, это понятие воображаемое, о нее невозможно тереться или чесаться». Такие выпады киноначальников с горем пополам преодолели. А вот претензии Гайдая к Зацепину были иными.

Словесная перепалка

Леонид Дербенёв

Режиссер заказывал Александру Зацепину на стихи Леонида Дербенева хит, своего рода музыкальную бомбу, которую запоет вся страна. В «Песенке о медведях» Леонид Гайдай таковой не увидел. И не мог понять, какое отношение медведи имеют к сюжету. Поэт объяснял: это песня-мечта. Люди фантазируют о краях, где не бывали. На юге грезят романтикой севера. С севера рвутся в теплые страны.

Композитор семь раз делал аранжировки, менял мелодию. Встал вопрос о замене Зацепина. Между маэстро и режиссером по телефону произошла словесная перепалка. Леонид Иович звонил с Ялтинской киностудии, где базировалась съемочная группа. После звонка Зацепин направился к директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву и написал заявление об уходе. Тот бумагу не принял. Как опытный кинематографист Иван Александрович понимал: конфликтующих может помирить съемочная площадка. Он отправил авторов песни в Алушту, где шли съемки, понаблюдать за кинопроцессом.

В один из крымских вечеров Никулин пригласил Зацепина и Дербенева распить с ним шампанское, которое Гайдай презентовал актерам за каждую придуманную шутку. Никулину вручали приз 24 раза! Наталья Варлей, Георгий Вицин и Юрий Никулин стали убеждать Леонида Иовича: мол, все присутствующие — тоже народ и песню запомнили. Значит, и остальные запомнят, полюбят. Режиссер сдался.

Чужими голосами

Аида Ведищева

Наталья Варлей получила роль Нины за юношеский задор и смелость цирковой гимнастки, каковой являлась. Но режиссер считал, что голос девушки профессионально не поставлен. После съемок Нину переозвучила Надежда Румянцева. На желание юной актрисы спеть песню Гайдай ответил конкурсом. Его провели на радио в программе «С добрым утром!», пригласив Варлей и несколько малоизвестных певиц. Среди них была Аида Ведищева из Иркутска, пробовавшая работать в Москве с джазовым оркестром Олега Лундстрема. Аида вспоминала: «Запись заняла полчаса. Через неделю — звонок: «Вы прошли конкурс».

После успеха «Песенка о медведях» вошла в репертуар Аиды. В 1968 году, в дни музыкального фестиваля в польском Сопоте, в Прагу вошли советские танки для подавления восстания. Певец Карел Готт и другие представители Чехословакии стали выражать протесты со сцены. Ведищевой, находившейся там, звонком из Москвы запретили выходить на сцену, с которой звучали антисоветские речи. Но она вышла и выступила успешно. После такого неповиновения певицу убрали из всех теле- и радиоэфиров. Позже размагнитили ее записи. Она уехала в США, выступала под псевдонимом Amazing Aida.

Разные вкусы

Учитывая, что 1960-е считались эпохой интеллектуального кино Тарковского, Кулиджанова, Хуциева, некоторые в творческой среде полагали: ленты Гайдая — дурновкусие, а песни из них — пустышки. В одном из протоколов худсовета «Мосфильма» режиссер Эльдар Рязанов утверждал: «Гайдай — талантливый парень, но будто деградирует со своей троицей». Троицу Гайдай больше не снимал. Картину в 1967 году посмотрели 80 млн зрителей. Пластинка с «Песенкой о медведях» была распродана тиражом 7 млн.

Мультипликаторы в 1969-м сделали мультфильм «Умка» с замечательной «Колыбельной медведицы», она начинается словами: «Ложкой снег мешая, ночь идет большая…» В сюжете — дружба мальчика и белого медвежонка, где один говорит другому: «Люди — это такие медведи, которые ходят на задних лапах и могут снять с себя шкуру».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ