СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Сережка с Малой Бронной»

 Как создавалась песня «Сережка с Малой Бронной» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Автора слов этой песни Евгения Винокурова актер Марк Бернес вынудил переписать часть строк стихотворения. Одну из правок поэт категорически отказался вносить.

Не прятались за спины

Евгений Винокуров

Отец автора стихотворения «Сережка с Малой Бронной» Евгения Винокурова был начальником районного отдела управления НКВД в Москве. Мать — первый секретарь одного из московских райкомов ВКП(б). Высокопоставленные родители вполне могли уберечь своего ребенка от отправки на передовую, но мальчишка рвался на фронт. После окончания 9-го класса в 1943-м отучился в артиллерийском училище, в неполных 18 лет командовал взводом. Воевал на 4-м Украинском фронте, в Карпатах, войну завершил в Силезии.

Андрей Эшпай

Автор музыки песни Андрей Эшпай — сын московского профессора. Тогда это было признаком благополучия и обширных связей. Но в 16 лет мальчишка отправился в военкомат. Ему, как несовершеннолетнему, отказали. В 1943-м окончил курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков Красной армии. С 1944-го воевал на 1-м Белорусском фронте. 9 мая 1945 года встретил в Берлине.

Оба автора со схожей судьбой — одни из тех немногих, кто в 18 лет оказался на фронте и выжил. Они считали себя обязанными воспеть погибших ровесников, написать реквием.

Дело случая

Первая версия стихотворения написана Винокуровым в 1953-м. Его напечатали в журнале «Новый мир» в 1955-м. В те годы в литературные журналы присылалась лавина военной поэзии и прозы, талантливой и не очень. Стихи скорби на военную тему в те времена не вызывали восторга у редакторов в связи с негласной установкой свыше: не травите душу, наплакались. Скорбели не всенародно, а в кругу друзей или семьи. Поэтому опубликованное произведение осталось незамеченным.

Марк Бернес

Два года спустя, в 1957-м, начинающий автор Андрей Эшпай написал музыку «Песни о Родине» для фильма «Ночной патруль». Ее исполнил Марк Бернес. Тогда мэтр советской эстрады обратил внимание на дар композитора-песенника. До этого Андрей Яковлевич песенником себя не считал, работал над симфонической музыкой. В 1958-м Бернесу в руки случайно попал номер «Нового мира» трехлетней давности, где он прочел стихотворение Винокурова. Марк Наумович обладал удивительной интуицией. С первого взгляда определял произведение, имеющее потенциал будущей популярной песни. Подумав о музыке, певец вспомнил про молодого Эшпая и прямо с журналом направился к нему домой.

Явление лауреата

Бернес вспомнил про Эшпая не только в связи с удачной прежней совместной работой. Композитор как раз жил на улице Большой Бронной, и певец знал, что он юнцом оказался на фронте. Как вспоминал Андрей Яковлевич, квартира у него тогда была в цокольном этаже дома. Окна всегда открыты. Друзья, да и он сам, частенько проникали туда через окно. Лауреат Сталинской премии I степени, заслуженный артист РСФСР Марк Бернес сделал то же самое: вошел через окно с улицы. Поставив журнал на пюпитр инструмента, за которым работал музыкант, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!» Сам сел напротив и стал ждать, словно Эшпай сочинит ее прямо сейчас. Композитор вспоминал: «Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски точны, словно моя биография. Всё так сходилось, что буквально при нем, при Бернесе, я сыграл песню так, как потом и осталось». Но далеко не всё нравилось Марку Наумовичу в стихах. Предстояло внести изменения.

Яркая точка

В произведении было много строк, не ложившихся на ритм. Изобиловали частности, которые не годились для песни обо всех погибших. Например: «Там синие просторы спокойной Сан-реки, там строгие костелы остры и высоки. Где цоколь из фанеры. Привал на пять минут. По-польски пионеры о подвигах поют». У каждого своя история войны и ее деталей. Их требовалось обобщить, а не объяснять всем, о каких польских пионерах идет речь.

Бернес и Эшпай разыскали Винокурова. Со многими замечаниями он согласился, позволил удалить лишнее и добавил необходимое. Страсти разыгрались вокруг финала стихов. В варианте Евгения Винокурова было: «Пылает свод бездонный, и ночь шумит листвой над тихой Малой Бронной, над тихой Моховой». Бернес считал, что в конце произведения должен быть литавр, яркая точка, а не угасание, будто гроб закрывают. Эшпай поддерживал мэтра. Винокуров уперся и категорически отказался менять финал. Счел, что от него требуют в развязке стихотворения плакатности и пафоса.

Поэт Константин Ваншенкин дружил с Винокуровым и в документальной книге «Поиски себя» описывал конфликт так: «Винокуров стоял на своем, убежденный не только в собственной правде, но и в благополучном исходе. Он говорил мне самоуверенно: «Будет петь так, с моим финалом, никуда не денется!» Нет, он не знал Бернеса. В общем, дело застопорилось».

Помнит мир спасенный

Вадим Сикорский

Бернес не был самодуром и с уважением относился к чужому творчеству. Но будучи посвященным в таинство создания популярных песен, он знал и запросы, вкусы цензоров в Главном управлении по делам литературы и издательств, где утверждали тексты. Там запретят завершать песню-памятник минорными, вызывающими грусть, строками. Поняв, что Винокурова упрашивать бесполезно, Марк Наумович обратился к своему другу поэту Вадиму Сикорскому, и тот бескорыстно, не требуя упоминания себя как соавтора, написал новый финал: «Но помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой».

Огромный успех, любовь слушателей пришли к песне именно с такой точкой в тексте. По-человечески понятно: Винокуров оскорбился. Он мог запретить использование своего произведения. Но восстать против Бернеса было сложно. Да и Сикорский, исправивший финал, заведовал отделом поэзии в журнале «Новый мир». В изданиях своих сборников Евгений Винокуров продолжал печатать свой вариант финала стихотворения до конца жизни. Но справедливости ради, строчка Сикорского «Помнит мир спасенный» прочно обосновалась в риторике о войне, в прозе и газетной публицистике. Выходит, что Марк Наумович был прав.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ