СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Соловьи, не тревожьте солдат»

Творческий союз авторов этой песни — поэта Алексея Фатьянова и композитора Василия Соловьева-Седого — едва ли не самый успешный в создании популярных песен времен Великой Отечественной войны. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Маститый плюс неизвестный

Василию Соловьеву-Седому к началу войны было 34 года, но он уже считался состоявшимся композитором. Алексею Фатьянову в 1941-м исполнилось всего 22 года.

В начале войны Фатьянов проходил срочную армейскую службу в ансамбле Орловского военного округа. В феврале 1942-го коллектив перевели в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург), где в эвакуации находился Соловьев-Седой. Там композитор и автор слов познакомились, там же родилась их первая совместная песня, ставшая по-настоящему популярной — «Тальяночка» («На солнечной поляночке…»). В том же 1942-м произведения в их соавторстве стали звучать в эфире Всесоюзного радио, что беспрецедентно для поэта-песенника, которому едва перевалило за 20 лет.

Три истории и одна загадка

Впоследствии Соловьева-Седого укоряли в том, что за совместные песни автору слов не жаловали наград, а композитор один получал Сталинские премии. В то же время Фатьянову говорили, что без Соловьева-Седого он остался бы провинциальным поэтом. Спустя годы их взаимное участие в творческой судьбе друг друга сложно переоценить.

С 1942-го по 1944-й тандем выдал более десятка произведений.

Стихи к песне «Соловьи» были написаны в 1942 году, но Фатьянов не показывал их композитору, так как они отличались от знакомого нам варианта и были ироничным памфлетом. Рассказ самого автора о сочинении «Соловьев» с годами менялся. Сначала он вспоминал, что когда в 1942-м с ансамблем приехал в один из госпиталей Башкирии, кто-то из пациентов недовольно сказал: «Опять «соловьи» приехали, поспать не дадут». Импровизатор Фатьянов, чтобы выйти из неловкой ситуации, шутливо спел строчку: «Соловьи-соловьи, не будите ребят, пусть ребята немного поспят». Все рассмеялись, включая недовольного бойца. Ни о каких блаженных минутах мирного покоя под пение соловья на фронте в этой импровизации речи не шло. Классические строки поэт набросал чуть позже. Фатьянов придумал хрестоматийную версию для печати о том, как на фронте после едва затихшего боя запел соловей. В ту минуту у поэта якобы и родились эти строчки.

Молод еще

В июне 1944-го Соловьев-Седой помог Фатьянову стать заведующим литературно-драматургической частью Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. Фактически эта должность подразумевала поиск стихов для будущих песен ансамбля и давала право решать, чьи строки достойны репертуара, а чьи — нет. Так молодой автор слов попал в «террариум». Песенники были одними из самых высокооплачиваемых в литературном цехе. И маститые, известные с довоенных времен поэты должны были теперь идти на поклон к мальчишке.

Отвергнутые им авторы плели интриги, что привело Фатьянова к конфликту с руководством ансамбля. Глава коллектива Александр Александров направил Фатьянова в действующую армию.

В декабре 1944-го при штурме города Секешфехервара (Венгрия) он получил ранение, был награжден медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском. Он прямиком поехал в столицу и с вокзала пришел в номер гостиницы «Москва», где в тот момент жил Соловьев-Седой.

Одним словом

«Однажды утром дверь моей комнаты открылась, на пороге я увидел Алексея Фатьянова, улыбающегося, с медалью на выцветшей гимнастерке», — так эту встречу в гостинице описывал композитор. Являвшиеся друзьями авторы достали свои припасы, стали завтракать. По ходу поэт знакомил Василия Соловьева-Седого с новыми стихами. Среди них находился и затертый в кармане черновик с заголовком «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942-м (будущая песня «Соловьи»). Услышав строки, Соловьев-Седой встрепенулся и пошел к инструменту. Весь день и последующую ночь соавторы набрасывали и переделывали слова и музыку. К утру произведение было готово. Друзья пошли по коридорам гостиницы и собрали публику для мини-концерта в гостиничном номере: горничных, соседей, один из которых представился генералом Соколовым. Новые песни, в том числе «Соловьи», были приняты на ура. Но генерал посоветовал в строчке «Пусть ребята немного поспят» исправить слово «ребята» на слово «солдаты». Фатьянов ответил: «Это очевидная рифма, но слово «солдаты» — из царского прошлого, сейчас все бойцы». Генерал по-доброму улыбнулся: «Солдаты в широком смысле — это все, кто воюет, даже я».

Еще раз по поводу строки про сон солдат возник разговор на Всесоюзном радио. Редактор отметил: «Идет война, а мы солдат спать призываем!» Фатьянов отрезал: «Вы не понимаете, не воевали. Сон после боя ценней табака».

Вскоре произведение попало в репертуар Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, где ее исполнил тенор Георгий Виноградов.

Обидеть поэта

После войны альянс продолжал выдавать шедевры. Произведения «Первым делом, первым делом самолеты», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» поют и сейчас. Но Фатьянов не остался автором, пишущим для одного композитора. А Соловьев-Седой был только рад успехам своего протеже. После 1945-го вышли 18 фильмов, где звучат песни на стихи Фатьянова.

Несмотря на негативный опыт общения с коллегами-поэтами еще в Краснознаменном ансамбле, автор слов вступил в 1947-м в Союз писателей СССР. Без этого невозможны были публикации. Некоторые литераторы, большие мастера травли, подвергли его нападкам: называли поэтишкой кабацкой меланхолии, пустословом. Алексей Фатьянов близко к сердцу принимал эту брань. И оно не выдержало. Он скончался 13 ноября 1959 года в возрасте 40 лет.

Василий Соловьев-Седой пережил поэта на два десятилетия. Писал песни, музыку к фильмам, балетам, но такого яркого соавтора в его судьбе больше не было.

Произведение «Соловьи» продолжают исполнять, однако его партитура требует широкого голосового диапазона. Поэтому песню пели одни из самых известных артистов: в 1970-е — Анна Герман, а в наши дни — Николай Басков.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ