Стоит ли менять правила пользования эскалатором.
Когда бывал в московском метро, всегда восхищался, как четко там соблюдают правила передвижения по «штурмовой лестнице» ( так переводится слово «эскалатор» с французского). Похоже, строчки песни Булата Окуджавы, созданной более 60 лет назад, записаны у каждого москвича в подкорке: «Стойте справа! Проходите слева! Порядок вечен, порядок свят. Те, что справа, стоят, стоят. Но те, что идут, всегда должны держаться левой стороны».
В Минске метро появилось почти на 50 лет позже московского. Вероятно, поэтому наши горожане с такой же неспешностью осваивают правила поведения в подземке. Кого не раздражали только что поднимавшиеся по эскалатору люди, вдруг ни с того ни с сего застывшие прямо перед вами. Если бы их можно было обойти, так нет — они обязательно остановятся плечом к плечу с соседом справа, мешая всему потоку. Еще одна категория — родители, которые любят держать свое чадо за руку. «При движении на эскалаторе вверх и вниз поставьте ребенка на одну ступеньку выше себя. Так вы сможете удержать его во время резкой или неожиданной остановки», — гласят рекомендации, которые соблюдаю и я. Если чувствую, что кто-то спешит позади, всегда делаю шаг в сторону. Однако так уж устроено человечество, которое не желает соблюдать незыблемые правила.
В Лондоне, Гонконге, Вашингтоне, а теперь и в Токио запустили кампанию с призывом стоять на движущейся лестнице по обеим сторонам от поручней. Таблички с надписями на японском и английском языках весьма красноречивы: «Ходьба по эскалатору может привести к инцидентам с другими пассажирами». На некоторых станциях работники метрополитена в ярких жилетах предлагают спешащим токийцам воспользоваться обычными лестницами.
Пока результаты противоречивы: хотя некоторые и стали останавливаться, многие всё еще ведут себя по старинке. И их можно понять. Японская ассоциация лифтовых организаций провела исследование. Вот к каким выводам она пришла: из 1 475 инцидентов в метро более 880 стали результатом ходьбы или бега по механическим лестницам.
Подсчеты Департамента транспорта Лондона показали, что если на одной из самых загруженных станций лондонской подземки на каждой ступеньке будут стоять по 2 человека, то это даст возможность провезти на 24 %, или 31 человека в минуту больше.
Какой вариант лучше, однозначно сегодня вряд ли кто ответит. Но очевидно, что пассажиры Минского метрополитена должны четко понимать, каких правил придерживаться: стоять или все-таки бегать.