«Сразу видно, что родители с ним не занимались». Нужно ли ребенку ходить на дошкольные занятия

Тема дошкольного образования остается актуальной для многих родителей. Одни считают, что без дополнительных занятий ребенку тяжело будет учиться в дальнейшем, другие — что школа должна сама обучить детей с нуля. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, что думают об этом минчане.

Тема появилась совершенно неожиданно после случайно услышанного разговора двух мам.

— Не все дети умеют читать и писать, когда приходят в первый класс. Этому их учат педагоги. Если ребенок уже много знает и умеет, то ему будет скучно сидеть за партой. В будущем он только потеряет желание и мотивацию, — уверенно говорила одна женщина.

Многие соглашаются с тем, что дети должны прийти в образовательное учреждение, понимая, что будут учиться, а не играть. Но вопрос: нужно ли ребятам ходить в дошкольные центры развития, если в первом классе все они одинаково начинают с нуля?

Альберт, администратор центра развития ребенка на ул. Победителей, 23

Хотя мужчина и работает там, он не утверждал, что посещать его обязательно. Наоборот, подчеркнул, что все должно быть на усмотрение взрослых. Однако есть пара важных нюансов, которые нужно учитывать будущему школьнику. Во-первых, он должен познавать окружающий мир и иметь базовые навыки. Он обязан понимать, что значит сидеть за партой весь урок, как концентрироваться на учебе и почему следует внимательно слушать.

— Когда детки приходят сюда, сразу видно, что семья вообще не занималась с ними. Некоторые родители настолько безразличны, что им лишь бы отдать его куда-нибудь, — делится наблюдениями Альберт. — Ребенок в итоге не знает самых элементарных вещей, например, сколько пальцев на руке, как они называются и как их можно посчитать (один, два, три и т. д.).

Во-вторых, нужно обращаться за помощью к профессионалу в случае неправильно поставленной речи. Многие родители, заметив нарушения в речи малыша, решают воспользоваться помощью логопеда. Однако есть и те, кто думает, что со временем все само собой нормализуется.

— Приходят новые дошкольники на занятия. И видишь, что у некоторых есть проблемы с произношением. Дети могут не слышать некоторых звуков, поэтому не воспроизводят их. Потом придут в школу и не смогут нормально говорить, — заключает собеседник.

Олеся, учитель русского языка и литературы

Собеседница сама мать двух замечательных сынишек. Старший на дошкольные курсы ходил, младший — нет. Женщина выделяет как немало плюсов, так и один большой минус этого.

— Навык чтения, как мне кажется, ребенок должен освоить до школы, — говорит Олеся. — Ему потом действительно легче усваивать информацию. Я сама 30 лет назад, когда шла учиться в начальные классы, уже умела читать и писать. И мне было просто.

Стоит подчеркнуть, что многие дети посещают детские сады. В последний год они готовятся к школе вместе с воспитателями. Но, по словам женщины, многое зависит и от самого наставника.

— К сожалению, сейчас не хватает кадров. Не всегда те люди — квалифицированные специалисты. Поэтому следует обращать внимание на то, какие у малыша успехи, умеет ли считать и писать. Если так ничему и не научился, тогда уже отправлять к хорошим педагогам, — советует собеседница.

На ее взгляд, очень полезны такие занятия, как лепка и рисование, — то, что готовит руку и развивает моторику. Это огромный навык, который также помогает готовиться к школе.

Из минусов выделяет следующее: ребенок считается заложником ситуации, когда его должны похвалить. Он понимает, что нужно где-то успевать. По словам Олеси, психологически родители закладывают мысль, что ему надо радовать их своими успехами. И вот эта нагрузка — огромный минус.

Ирина, учитель начальных классов

Женщина уже несколько лет берет под свое крыло бывших детсадовцев. За это время повидала многое, потому имеет четкое представление, каким должен прийти первоклассник в учебное заведение. Ирина отмечает, что можно и самостоятельно заниматься образованием малыша. Это не исключено, и такая практика существует. Если у членов семьи есть время и возможность, то они могут обучить чему-то.

— Научить его работать в группе, прислушиваться к чужому мнению и адекватно себя оценивать будет непросто, — объясняет педагог. — В некоторых ситуациях даже невозможно без практического опыта, полученного в детском коллективе. Там осознают самостоятельность, учатся на поступках других детей решать определенные задачи. В школу ребенок должен прийти социализированным, с умением слышать и слушать, воспринимать материал и инструкцию к действию.

Самое ужасное, что может произойти во время занятий с родителями, — неправильное обучение. Тогда бывшему детсадовцу придется переучиваться. Не то он не только сравняется по уровню с теми, кто вначале ничего не знал, но и потянется вниз.

— Учебная программа первого класса рассчитана и на подготовленного, и на неподготовленного ребенка, — рассказывает Ирина. — Педагог подбирает материал для каждой группы. Одни учатся, другие совершенствуют и развивают имеющиеся опыт и навыки. Сложнее с теми, кто не ходил в детсад. Обычно они не умеют общаться. Часто не могут себя оценить или имеют завышенную самооценку.

Александра, мать семилетнего мальчика

Минусов в дошкольном образовании женщина не видит. Отрицательный эффект может появиться скорее тогда, когда взрослые необдуманно отдают чадо на курсы.

— Образовательные кружки из разряда «писать-читать» важны, но следовало бы понимать, куда хотите пойти. Ты ведь его готовишь и заранее ориентируешь на какое-то учебное заведение. Если это гимназия, значит, изначально требются определенный уровень знаний и подход. Если это простая школа, то твой умный ребенок быстро потеряет интерес в процессе обучения, ведь будет опережать остальных и не сможет слушать педагога. Другие одноклассники будут стараться, а он утратит мотивацию, — поделилась своими размышлениями Александра.

Творческие и спортивные кружки, по ее мнению, играют важную роль в развитии. Но советует отправлять только в те, которые подходят будущему школьнику по особенностям и темпераменту. Например, ее сын ходит на борьбу и рисование.

Ольга, мать двух дочерей — 12 и 20 лет

Для контраста хотелось бы узнать мнение у того, чьи дети не ходили на дополнительные занятия. Обе дочки Ольги поступали в среднюю школу с музыкальным уклоном. Старшая окончила ее, будучи одной из лучших в учебном заведении, не раз участвовала в районных олимпиадах. Младшая сейчас тоже держит уровень и имеет хорошую репутацию у учителей.

— Я не видела смысла отправлять их куда-то, ведь всему обучают в школе, — комментирует Ольга. — Конечно, я занималась с ними, отвечала на их бесконечные вопросы и научила простому счету, алфавиту, чтению по слогам. Девочки ходили в садик, где с ними также работали воспитатели. Они не были лишены общения со сверстниками. Старшая в детстве ходила к логопеду, поскольку были небольшие трудности с произношением шипящих звуков. Однако намеренно водить в центры на те дисциплины, которым их и так обучат, не видела смысла. Не думаю, что они от этого что-то потеряли.

Мнение Министерства образования Республики Беларусь

На официальном сайте в разделе «Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс» также рассматривается эта тема. Там написано, что обучение чтению, письму, счету — это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя, к примеру, считать в пределах 10 дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Педагоги и психологи считают, что готовить малышей надо обязательно, только без принуждения и наказаний. В ответе также подчеркивается, что учить их следует тогда, когда они сами стремятся к этому. Истерики и крики ничем не помогут. Если дети с интересом и в игровой форме осваивают хитрые премудрости, не стоим им мешать. Но если наотрез отказываются, то не стоит заставлять насильно: этим можно навсегда отбить охоту учиться.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ