Ссора Генриха VIII с папой, кончина Суслова и миллионный житель Минска. Этот день в истории: 25 января
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 января в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1533 год. Скандальный брак английского короля Генриха VIII с Анной Болейн
Любовная страсть Генриха к Болейн повлияла на судьбу всей страны: она не только привела к его разводу с законной супругой-королевой, но и к разрыву Англии с Римско-католической церковью.
На момент тайного бракосочетания с Анной король был женат на Екатерине Арагонской, за 18 лет совместной жизни так и не сумевшей подарить ему сына. Зато новая избранница была уже беременна от него, и Генрих надеялся, что она родит ему наследника, продолжателя династии Тюдоров на английском троне. Однако папа римский Климент VII уперся и ни за что не пожелал давать ему дозволение на развод. Категорическим отказом на предложение Генриха аннулировать брак ответила и королева Екатерина. Ее можно понять, ведь это означало бы для нее не только потерю титула, но и вынужденное удаление в монастырь, а также признание их с Генрихом общей дочери Марии бастардом.
Королю угрожало обвинение в двоеженстве. Дело необходимо было уладить за восемь месяцев, остававшихся до рождения Анной ребенка. В это время архиепископом Кентерберийским был назначен Томас Кранмер, сторонник короля. Он и признал недействительным брак Генриха с Екатериной и узаконил бракосочетание с Анной. В ответ папа отлучил Генриха VIII от церкви, что привело к разрыву англиканской церкви с Римом. На следующий год король стал во главе церкви Англии, провел Реформацию, в результате которой папа уже не мог вмешиваться в его дела.
Однако все сложилось не так гладко, как хотелось бы королю. К его глубочайшему разочарованию, Анна родила дочь. После чего по надуманным основаниям была обвинена в государственной измене, супружеской неверности и казнена. А Генрих женился еще четыре раза.
Пройдут годы и дочь Анны и Генриха станет королевой Елизаветой I. Время ее 44-летнего правления назовут Елизаветинской эпохой и золотым веком английской истории.
1858 год. Впервые на брачной церемонии звучит «Свадебный марш» Мендельсона
Это произведение, по-видимому, является самым часто исполняемым из всего огромного наследия мировой музыкальной классики. Невозможно сосчитать, сколько раз ежедневно звучит оно по всему миру в торжественный момент бракосочетания.
Создавая этот нетленный шедевр, 33-летний Мендельсон и помыслить не мог, какая славная судьба уготована его сочинению. То, что мы сегодня называем «Свадебным маршем», – не что иное, как один из музыкальных номеров его симфонической увертюры «Сон в летнюю ночь».
Хотя есть сведения, что впервые в качестве свадебного марш Мендельсона был использован еще в 1847 г. во время венчания в одной из британских церквушек, большинство исторических календарей укажут иную дату – 25 января 1858 г. Именно в этот день сочетались браком английская принцесса Виктория и прусский принц Фредерик Уильям. Семнадцатилетняя невеста долго подбирала музыку к торжеству и наконец остановилась на двух маршах: «Свадебном хоре» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и сочинении Мендельсона.
Так с тех пор и повелось – под первый марш невеста идет к алтарю, под второй обвенчанная пара выходит из церкви. Часто, впрочем, свадебная церемония ограничивается лишь одним произведением. В одних странах и у одних народов отдают предпочтение Вагнеру, в других, например в нашей стране, – вне конкуренции Мендельсон.
Надо сказать, что первый брак, заключенный под музыку Вагнера и Мендельсона, оказался весьма удачным: Виктория подарила принцу Фридриху, ставшему со временем королем Пруссии и императором Германии Фридрихом III, восьмерых детей.
Кстати, по утверждению врачей, прослушивание «Свадебного марша» весьма полезно для здоровья. Оказывается, творение Мендельсона благоприятно влияет на сердечную деятельность и нормализует кровяное давление. Но вряд ли можно ожидать подобного терапевтического эффекта от этого произведения в тот торжественный и волнующий момент, когда жених и невеста объявляются мужем и женой.
1967 год. Антибрежневский протест китайских студентов на Красной площади
Отношения между Китаем и СССР в те годы были очень напряженными. Поднебесная переживала разгар культурной революции, главным ударным отрядом которой была молодежь, в частности студенчество. Именно обучавшиеся в СССР китайские студенты составили костяк участников скандальной акции на Красной площади в январе 1967 г.
По версии советской стороны, около 70 китайцев пришли к Мавзолею В. И. Ленина и запели «Интернационал», после чего принялись выкрикивать на русском языке: «Да здравствует товарищ Ленин! Да здравствует товарищ Сталин! Долой ревизиониста Брежнева и врага Косыгина! Советские люди, присоединяйтесь!» Но советские люди не присоединились. Более того, пока дежурный милиционер докладывал начальству о нештатной ситуации на священной для каждого советского человека территории, граждане из очереди, что выстроилась к усыпальнице вождя мирового пролетариата, взявшись за руки и образовав живую цепь, принялись вытеснять митингующих в сторону собора Василия Блаженного. Выстроившись стеной, они преградили гостям из Поднебесной путь обратно на Красную площадь. Тут и милиция подоспела…
МИД Китая рисовал картинку иначе: «Группа студентов из КНР, порядка 100 человек, 25 января 1967 г. пришла к Мавзолею Ленина, чтобы отдать дань памяти вождю мирового пролетариата. Дойдя до входа в усыпальницу основателя первого государства рабочих и крестьян, китайцы организованно построились и стали петь «Интернационал». «Охранке ревизионистов» – милиционерам – это не понравилось, и они начали избивать китайцев, заставляя их разойтись. Но студенты не дрогнули, и тогда правоохранители начали стрельбу. Среди китайских студентов были убитые и раненые».
Подобные провокационные заявления моментально подняли градус антисоветских настроений в Китае, что в полной мере ощутили на себе работники посольства и торгпредства СССР в Пекине. Их жизнь превратилась в настоящий ад. У стен этих учреждений днем и ночью проходили антисоветские акции, участники которых глумились над советской символикой, забрасывали территорию посольства горящими предметами, выкрикивали угрозы. Все чаще фиксировались случаи нанесения советским работникам телесных повреждений.
1972 год. Минск становится 11-м городом в СССР с населением более 1 миллиона человек
После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в Минске осталось всего 45–50 тыс. жителей из более чем 250 тыс., проживавших в нем до войны. За счет строительства промышленных предприятий, в том числе таких гигантов, как МАЗ и МТЗ, развития отраслей народного хозяйства увеличился приток в белорусскую столицу рабочей силы из сельской местности и других республик СССР. За короткий промежуток времени население Минска выросло в 20 раз.
Миллионный житель столицы БССР появился на свет в родильном отделении городской больницы № 6. Был он первенцем в семье Зои и Валентина Басько, рабочих Минской швейной фабрики имени Крупской. Родители назвали мальчика Олегом. Сегодня Олегу Басько исполняется 52 года, и он по-прежнему житель Минска.
В интервью ОНТ Олег рассказывал, что на роль миллионного минчанина «претендовали» 50 новорожденных. Выбирали по критериям: ребенок должен быть из семьи рабочих, у семьи не должно быть своей квартиры. Семья Басько под эти требования подходила. Выписка миллионного малыша из больницы проходила в торжественной обстановке в присутствии журналистов. Семье Басько от Мингорсовета вручили ордер на квартиру, а миллионный минчанин получил от государства 500 рублей, которые зачислили на сберкнижку до его совершеннолетия, а также набор детской одежды и игрушечный луноход.
1982 год. На 80-м году жизни умирает Михаил Суслов – второй человек в КПСС, секретарь ЦК по идеологии
«Думаю, это была самая значительная смерть после Сталина. Как серый кардинал, Суслов определял всю главную расстановку сил в «верхушке», – записал в те дни в дневнике заместитель заведующего Международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев. – Решающей была его поддержка Хрущева против Молотова и Ко в 1957 году. Он сыграл главную роль и в свержении Хрущева… Именно он произнес обличительную речь на Октябрьском Пленуме 1964 года.
И, если б он хотел когда-либо стать «первым» (а он этого никогда не хотел), то именно он бы и стал тогда, в 1964 году, но он выдвинул Брежнева, а фактически – троицу: Брежнева, Косыгина, Подгорного. Наконец, в начале 70-х ему принадлежало решающее слово в «ликвидации» троицы и единоличном выдвижении Брежнева».
«Власть у него была несусветная, – свидетельствовал будущий «архитектор перестройки», а на момент смерти Суслова посол СССР в Канаде Александр Яковлев. – На политбюро ходили как на праздник. Там ничего не случалось: хихоньки и хахоньки, Брежнева заведут, и он давай про молодость и про охоту рассказывать. А на секретариатах Суслов обрывал любого, кто на миллиметр отклонялся в сторону от темы: «Вы по существу докладывайте, товарищ»… Он был очень самостоятельным в принятии решений на секретариате. Ни с кем не советуясь, объявлял: «Решать будем так!» Когда некоторые хитрецы говорили, что другое решение согласовано с Брежневым, отмахивался и отвечал: «Я договорюсь».
Несмотря на свое огромное влияние в государстве, Суслов был крайне скромен в быту и вел образ жизни, близкий к аскетическому. Его одежда была настолько старой, что Брежнев как-то предложил членам политбюро скинуться по десятке и купить Суслову новый плащ.
Отмечали его предельную вежливость. Суслов вел себя приветливо и доброжелательно как с подчиненными, так и с идеологическими противниками.
Многим его поведение казалось чудаковатым. Так, летом Михаил Андреевич ездил в машине с наглухо задраенными стеклами и запрещал включать вентиляцию. В самую жару ходил в плаще, шляпе и калошах.
Суслов не обладал крепким здоровьем, имел букет заболеваний, но к врачам обращался редко, им не доверял, а прием прописанных лекарств игнорировал. По этой причине никто не знал о его болячках. Только из некролога большинству коллег стало известно о том, что весь организм Суслова «от мозга до сердца был склерозирован». А поначалу внезапная смерть всесильного идеолога в Кремлевской больнице вызвала недоумение.
Слухи увязывали его кончину со смертью первого заместителя председателя КГБ Семена Цвигуна. В московских околовластных кругах шептались, что Цвигун застрелился, поговорив с Сусловым о бриллиантах дочери Брежнева Галины, а самоубийство генерала, мол, доконало идеолога, который скончался на следующий день после того, как об этом узнал.
Хоронили Суслова 29 января. Несмотря на пронизывающий холод, Брежнев провел многочасовой траурный митинг на Красной площади. «Спи с миром, наш дорогой друг. Вы прожили великую и славную жизнь, вы много сделали для партии и народа, и они сохранят о вас светлую память», – сказал генсек, прощаясь с товарищем. Церемония государственных похорон транслировалась в прямом эфире Центрального телевидения.
«Почести, оказанные г-ну Суслову, превзошли почести, оказанные любому другому советскому лидеру после смерти Сталина в 1953 г., – писала на следующий день после похорон The New York Times. – Никита Хрущев… похоронен на кладбище в нескольких милях от Кремля. Алексей Косыгин, бывший премьер-министр, скончавшийся в прошлом году, кремирован и похоронен в Кремлевской стене вместе с низшей советской элитой. Однако г-н Суслов упокоился рядом со Сталиным в ряду между Мавзолеем Ленина и Кремлевской стеной, отведенном для большевистского пантеона».