Один мой хороший знакомый говорил, что Минск станет европейской столицей тогда, когда в нем появится конная статуя, дескать, даже в Лиде есть, а в Минске нет. Мы долго спорили, кто из исторических деятелей может удостоиться такого памятника. Витовт, Александр Невский, князь Глеб Минский, Георгий Жуков — все эти личности так или иначе отображены в городской среде, топонимике или геральдике.
Потом разговор зашел о тех, кому мемориала в городе нет, но, наверное, хотелось бы иметь. Соглашусь со многими просьбами историков и скажу, что нам не хватает памятника Сергею Притыцкому. В прошлом перекресток, где сейчас находится станция метро «Пушкинская», именовался площадью Притыцкого. На современной карте столицы ее нет, однако существует улица, названная в честь подпольщика. И памятник ему здесь тоже должен стоять. Кроме того, я предложил обязательно поставить памятник Сталину. Для нашего народа он не просто руководитель некогда большой страны, в состав которой входила Беларусь, но и человек, при котором наша родина обрела свои границы.
Напомню: в 1921 году после подписания Рижского мирного договора территория Беларуси была меньше Минской области, а численность населения — чуть больше полутора миллионов человек. В 1924-м и 1926-м произошли так называемые укрупнения БССР, после чего в ее составе появился даже областной центр — Гомель. Но самое главное — это воссоединение Западной и Восточной Беларуси. Памятник Сталину, как человеку, стоявшему за решением о начале операции 17 сентября 1939 года, должен быть установлен однозначно в стране.
Я не собираюсь судить о репрессиях 1930-х. В истории любой страны, особенно после таких переломных и судьбоносных моментов, как революция и гражданская война, есть период для трудных решений руководителей. Так, для многих советских людей Михаил Горбачёв — человек, разрушивший великую державу, однако для Германии он Gorbу, который смог вернуть немцам единство. Сейчас я хочу оценить решения Иосифа Виссарионовича лишь с национальной, пробелорусской точки зрения. При нем и территории получили, и врага победили, и заводы начали строить. И памятник уже был. А любое время в истории нужно осмыслить, и лучше не сносить памятники, а ставить. Если подумать, то князь Глеб Минский тоже был разным руководителем.
Вот только место для памятника Сталину нужно выбрать спокойное, возможно, там же, на улице Притыцкого. Ведь Сергей Осипович — сын именно той эпохи, когда у руля страны советов стоял «отец народов».