Старейший учитель математики Беларуси: «Три часа на весь тест недостаточно»

В столичной средней школе № 19 ведет занятия Александр Фельдман, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на уроке у самого старого учителя Беларуси в 11 «А» классе.

А теперь мы поступим немного иначе! — резюмирует Александр Маркович, визуально оценив на доске решение уравнения ученицей.

И предлагает классу попробовать получить тот же ответ, но другим способом.

Вот эта задача взята из программы проведения внутреннего экзамена в БНТУ в 2006 году, — дает очередное задание старшеклассникам.

За 45 минут урока на доске появились и успели исчезнуть более десяти сложных уравнений и примеров. Для того чтобы научиться решать задачи, нужно решать задачи — таков принцип работы А. Фельдмана.

К нему дети по-прежнему приходят практически каждое утро на ранние консультации.

Проводим их до начала уроков. Они призваны помочь ученику преодолеть трудности в решении задач, которые я задавал на дом. Не исключено, что не очень прилежный школьник, не потратив ни минуты на домашнюю работу, тешит себя мыслью: «Утром все узнаю». И это уже хорошо! — говорит Александр Маркович.

В кабинете математики все стеллажи заполнены книгами. Они везде, какую бы дверцу ни открыл. Хотя, пожалуй, сделать это будет и не совсем просто. На каждой — по замку. Причем их такое разнообразие: и маленькие сувенирные, и большие старинные. Есть даже велосипедный.

Ведь я не один здесь хозяин, а к книгам отношусь очень бережно, — Александр Маркович берет большую связку ключей и по очереди открывает дверцы, посвящая меня в таинства полок. Замечаю свежее издание «Математики в школе много не бывает». Автор Александр Фельдман.

Это сборник статей, написанных мною в разное время и опубликованных в российских и белорусских журналах. Книга еще есть в продаже, — замечает учитель.

А какие сувениры вам ученики дарят?

Часы! Люблю как произведение искусства, — рассказывает Александр Маркович.

На стенах класса их множество — с сердечками, в деревянной оправе, с барометром и термометром. А на окне стоит металлический… гонг.

В субботу звонков нет, вот его и используем, — улыбается педагог.

Перемена. Спешу пообщаться с учениками Фельдмана.

Тогда я выйду из класса на пять минут. Можете спрашивать у них что угодно! — тактично поступает учитель и действительно покидает кабинет.

Вы знаете, что у нас в музее есть целый стенд, посвященный Александру Марковичу? — не дожидаясь моих вопросов, начинает диалог одиннадцатиклассница Таисия Ефимова.

В прошлом году учителю исполнилось 80 лет. По этому случаю устроили большой школьный праздник, даже сократили уроки.

Для нашего Александра Марковича возраст не показатель: в душе он такой, как мы. Активный, все время в деле. После уроков не остается вопросов, все понятно. Но больше всего любим, когда он про свою жизнь рассказывает. Вспоминает поучительные истории, которые когда-нибудь нам обязательно пригодятся, — считает Таисия.

Ну вот, например. Педагог в молодости ни разу не пробовал алкоголь. На старших курсах университета пошел на встречу выпускников. Отправились в кафе. Александр Маркович пригубил — стало нехорошо. И, по его словам, тут же «бросил пить».

У него огромный опыт решения задач. Полученные на уроках знания позволят успешно сдать ЦТ и хорошо учиться на первом курсе университета. У меня двоюродная сестра поступила на физфак. Спрашивает, что такое производная, факториал. Они это сейчас проходят, а мы, школьники, уже знаем! — говорит Таисия.

Александр Маркович, как заслужить такую любовь школьников?

Заниматься своим предметом. Мои удачи — это успехи учеников. Стараюсь, чтобы они развивались в предмете. Благодаря опыту знаю, где встретить интересную задачу, где найти хорошее дополнительное пособие. Ни в коем случае нельзя ограничиваться учебником. Не боюсь с ребятами рассматривать сложные задания, например уровней В11, В12 централизованного тестирования. Следует нацеливаться на максимальные 100 баллов — и многие подтягиваются.

Не идут ли учителя на поводу у тестов?

Лично у меня как у учителя математики две трудности: подготовить ребенка к сдаче ЦТ и выпускному экзамену за курс средней школы. Последнее испытание требует культуры письменной математической речи. Должны быть не только правильные вычисления, но и грамотные обоснования, доказательства. Так сложилось, что я работаю только в старших классах. Когда ко мне на урок впервые приходит 10-й, кроме ссылки на теорему Пифагора, при решении заданий у ребят других вариантов нет. А их десятки! И эти трудности мы тоже преодолеваем. Чтобы дети смогли успешно продолжать образование в вузе, они должны быть загружены в школе. Учеба — дело нелегкое. Но если проходит с интересом и увлечением, здоровью не вредит.

ЦТ сами пробовали сдавать?

Мысль возникает, но не пробовал. Однако замечу: задачи В11 и В12 требуют много времени. Три часа на весь тест недостаточно. Хотя бы полчаса прибавить.

Что означает крошечный значок на лацкане вашего пиджака?

Считаю, на костюме должна присутствовать деталь, которая обращает на себя внимание. Вот вы и обратили. Из моих любимых — брошь в виде листа Мёбиуса. Его считают символом современной математики.

Вы старожил Советского района. Что больше всего в нем любите?

Когда иду по улице, редко бывает, что не встречу своего бывшего ученика (смеется). В Советском много красивых мест для отдыха. Живу на улице Гамарника. Недалеко открыли «Макдоналдс» — нечасто, но захаживаю.

Ваши выпускники в социальных сетях создали Клуб почитателей Александра Фельдмана.

А в «Википедии» есть страничка обо мне. Правда, не знаю, кто мог ее написать.

Там среди многочисленных регалий указано, что вы дважды соросовский учитель.

В 1990-х годах начал работать Фонд Сороса, который назначал премии учителям математики, физики, химии и биологии в размере 1 000 долларов. Лауреатов определяли по опросам студентов вузов. Учителя, имя которого чаще называли, награждали. Это почетное звание.

Фото Сергея Пожоги

 

 

Самое читаемое