Сто «Вечароў» Тамары Мироновой

Почему режиссер Валерий Раевский назвал свой спектакль реквиемом и чем хороша коммунальная квартира? Об этом перед сотым выходом на сцену в спектакле «Вечар» корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Миронова.

Культовая пьеса 1980-х на сцене Купаловского театра поставлена в 2006-м. Сегодня артисты сыграют спектакль «Вечар» в сотый раз.

– Считаю, это лучшая пьеса Дударева, – говорит Тамара Васильевна. – Она на все времена. Космическая, с такой грустью и поэзией – и о простом, человеческом. Старость, одиночество, дети… Это всегда будет.

В спектакле заняты всего три актера, которые рассказывают историю жизни стариков, доживающих свой век в полузабытой деревне.

– Мне жаль их, – признается актриса. – Вот моя Ганна не понимает, зачем она жила. Боялась, воевала, хоронила детей. Один сын в тюрьме, и она ждет от него письма. Не говорю, что дети обязательно должны всегда находиться рядом со стариками, но можно же как-то участвовать в жизни родителей, чтобы они не ощущали себя брошенными. Хочется, чтобы зритель сострадал. Пусть сидит и жалеет мою героиню: «Хорошая бабка!» И о себе думает, плачет.

– Задумывались, что для вас старость?

– Старость – это… Моей маме, кстати, 87 лет. Всей жизнью своей человек готовится к этим преклонным годам. Лет с сорока начинает о них думать.

Стук в дверь. К актрисе заглядывает гример:

– Как поживаете? Вы же придете к нам поговорить?

– Приду-приду, – смеется Тамара Васильевна и начинает одеваться. Костюм у нее очень простой: юбка, рубашка и платок.

Теперь остается грим наложить и косу прикрепить. По пути в комнату гримеров встречаем в коридоре народного артиста СССР и Беларуси Геннадия Овсянникова.

– Это мой любимый партнер, – улыбается артистка. – Подойду к нему, поцелую.

На столике в комнате гримеров у зеркала лежит накладная коса. Рядом – баллончик с белой краской.

– Свою седину закрашиваю, а для этой роли приходится ее делать, – поясняет Тамара Васильевна. – Хорошо, что краска легко смывается.

– Герлован – молодец, – хвалит актриса художника-постановщика. – Он создал очень хороший образ спектакля: большая практически пустая сцена, на которой – три человека. На экране на заднике сцены меняются цвета и формы. Много образов получается. Каждый зритель думает, что хочет. И музыка хорошая помогает.

Пока Тамаре Мироновой делают прическу, вспоминаем, почему режиссер Валерий Раевский назвал свой спектакль реквиемом.

– Реквием – это высокое философское произведение, – говорит актриса. – «Вечар» – реквием не только по этим трем. По всему их поколению. И тут наступает момент, когда люди задаются вопросом: зачем жили? Наши герои не боятся смерти. Вот смотрю на людей преклонного возраста, как мама моя, например. Она тоже не боится. Некоторые живут и девяносто лет, и сто, и все что-то делают, находят себе занятия. А есть такие, которые остановились – и всё. Уже умерли, но еще живы. Им ничего не интересно. А дети что? Они говорят родителям: «Сиди, не делай ничего, сходи к врачу». Но человек должен до самого конца делать что-то. В деревне так и происходит. В городе – не всегда. Люди живут в клетках и друг друга не видят. Я помню свое детство в коммунальной квартире: отмечали вместе праздники, сосед присматривал за детьми соседа, все друг у друга на виду, даже двери никто не закрывал. Сейчас другая жизнь. Город жестоким стал. Старушка умрет, и никто из соседей не будет знать об этом.

Интересно, что этот «Вечар» в жизни актрисы не первый. В 2000 году она вместе с актерами Николаем Кучицом и Александром Ткаченком играла его в театре, который создал Алексей Дударев при Союзе театральных деятелей.

– Своего угла у нас не было, и премьеру мы сыграли здесь, в Купаловском. Но это был совершенно другой спектакль – бытовой. Мы топили печь, готовили что-то, ели. Потом на репетициях «Вечара», который ставил Раевский, режиссер предлагал мне отойти от того, что играла раньше, подняться над бытом. Это сложно. Но мне роль очень нравится до сих пор.

Прическа готова. Осталось проверить реквизит за сценой. Сумка, радиоприемник, жестяное ведро, конверт с письмом, очки, завернутые в платок, – все на месте. Тамара Васильевна возвращается в свою гримерку, чтобы настроиться. Через пару минут увижу ее уже на сцене.

Справка

Тамара Миронова – заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра им. Я. Купалы. Играет в спектаклях «Паўлінка», «Вяселле», «Хам», «Не мой», «Ноч на Каляды», «Людзі на балоце». Сыграла главные роли в фильмах Михаила Сегала «Франц + Полина» и «Рассказы».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ