Стоит ли давать деньги на руки сантехнику за услуги, и какие работы он должен выполнить бесплатно

В первом квартале 2021 г. минчане обращались в ЖЭУ по поводу ремонта или замены смесителей, выключателей и розеток, ремонта унитаза, устранения бытового засора, консультации сантехника и электрика. Так стоит ли давать деньги на руки сантехнику за починку крана и какие работы он должен выполнить бесплатно, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, standard24.md

Долой стереотипы

Минчане по-прежнему активно пользуются платными бытовыми услугами, которые оказывают ЖЭУ. Это дешево, доступно и надежно — их стоимость у жилищных служб до 50 % ниже, чем у частников, а гарантийный срок составляет как минимум шесть месяцев. В этом традиционном для ЖКХ направлении многое изменилось, установлены конкретные правила для исполнителей и заказчиков. Тем не менее у некоторых горожан, в основном старшего поколения, остались стереотипы со времен фильма «Афоня»: рукастый, но любящий принять на грудь сантехник все сделает, однако его надо отблагодарить, сунув в карман десятку. Что греха таить, такие работники были и, наверное, будут всегда, и не только в сфере ЖКХ. Залог их существования и промысла — безграмотность и доверчивость потребителей.

Один из последних примеров. В квартире минчанки Марины в ванной ослаб напор воды из крана. Она рассказала, что прибывший по вызову сантехник местного ЖЭУ с порога заявил: услуга обойдется в 20 рублей (прошлым летом хозяйка заплатила ему же наличкой 40 рублей за установку унитаза). После различных манипуляций вода вообще пропала, а специалист заявил, что надо менять смеситель. Марина отказалась платить за такую работу, и сантехник в оскорбленных чувствах ушел.

Мы передали обращение на рассмотрение в Минское городское жилищное хозяйство (МГЖХ), и на следующий день в упомянутую квартиру пришла целая делегация из ЖЭУ: извинились и провели для членов семьи ликбез по оказанию услуг. Кстати, к этому времени жильцы установили новый смеситель, проблема с напором воды решилась сама собой.

С работником проведена беседа, хоть он и отрицал, что предлагал расплатиться наличными. При возникновении подобных эпизодов жители могут обратиться в ЖЭУ, ЖКХ района, изложить ситуацию и уточнить, как следует действовать, — рекомендует заместитель генерального директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам МГЖХ Вячеслав Батура.

Наличка вне закона

Прежде всего в МГЖХ отмечают: оплата платных бытовых услуг производится сугубо в безналичной форме. Сантехник, электрик (хаус-мастер) после выполнения ремонтно-строительных работ заполняет заказ-договор. В него, в частности, вносятся данные заказчика и подрядчика, наименование услуги, ее стоимость, указывается гарантийный срок. По желанию заказчика один экземпляр договора остается у него. Сумма оплаты включается отдельной строкой в жировку, которую потребитель получит в следующем месяце. Также заказчик может перечислить деньги непосредственно на расчетный счет ЖЭУ через ЕРИП согласно акту выполненных работ, но такой вариант применяется редко.

Раз на раз не приходится

Перечень платных бытовых услуг, которые жилищные службы обязаны предоставить, насчитывает 26 позиций. Каждый ЖЭУ устанавливает расценки в зависимости от вида, затраченного на работу времени, накладных расходов и с учетом рентабельности не более 10 %.

Цены в ЖЭУ различаются незначительно. Каждый жилищно-эксплуатационный участок вправе дополнить названный минимальный перечень услугами, которые он может оказать. Идеальный вариант, если эти предложения изложены в письменном виде и размещены на профильных сайтах (ЖКХ, администрации районов). Но на практике собственник (наниматель) обычно звонит в ЖЭУ и уточняет, возможно ли выполнить работу, не относящуюся к обязательным услугам, — обрисовывает картину В. Батура.

Спорный момент

Как действовать, если услуга, по мнению жильца, оказана некачественно?

На бланке заказа-договора рекомендуем написать свои замечания, — объясняет Вячеслав Вячеславович.  Мастер участка или другое должностное лицо ЖЭУ прибудет и проведет разбирательство: мотивирована жалоба или нет, соответственно, разберется с оплатой. Так, в описанной выше ситуации сантехник не устранил причину, которая привела к слабому напору воды. Значит, услуга не была оказана и плата за нее не взимается. Вот если бы после покупки хозяйкой квартиры нового смесителя работник ЖЭУ его установил, тогда другое дело. Возникают и иные спорные моменты. Например, поступает заявка на замену старого смесителя-елочки на кухне (такие уже не производят). Для выполнения работы необходимо снять мойку, разобрать шкафчик, поменять жесткую подводку на гибкие шланги, заменить сифон. В совокупности набегает сумма гораздо выше той, которая указана в прейскуранте в графе «Смена смесителя». Согласиться или отказаться — решать заказчику.

Другой пример: в связи с аварией, отключением воды, промывкой сетей из крана какое-то время текла грязная, ржавая вода. В результате засорился картридж в смесителе.

Его, в отличие от фильтра, почистить нельзя, нужно менять. При поступлении подобной жалобы нужно прежде всего установить: эта деталь вышла из строя из-за грязной воды или потому что долго эксплуатировалась. Второй вариант вероятен, если не поступает аналогичных массовых обращений из других квартир, запитанных от одного стояка. В противном случае рассматривается вопрос о замене картриджей за счет средств ЖЭУ, — говорит представитель МГЖХ.

Стоит только сообщить

Некоторые виды работ в квартирах по заявкам жильцов ЖЭУ выполняют бесплатно, если они связаны:

  • с функционированием стояков и расположенной на них арматуры, в том числе по замене неисправных шаровых кранов, перекрывающих воду, замене отрезков труб-стояков вследствие их повреждения или сильного износа;
  • с неполадками во внутридомовом инженерном оборудовании и сетях, что привело, например, к ослаблению напора воды в исправных смесителях, несоответствию температуры горячей воды стандартам (ниже 50 градусов);
  • с неполадками, протечками на системах теплоснабжения в квартире — трубах, батареях (за техническое состояние отходящих от стояка трубопроводов водоснабжения, так называемую разводку, а также электропроводку, розетки и выключатели в квартире отвечают собственники, а работы по их ремонту и замене осуществляются в рамках ПБУ);
  • с устранением засора внутридомовой канализации, если не удается установить виновника, выбросившего в унитаз какой-то предмет;
  • с нарушением работы вентиляции.

Добавим: замена труб и радиаторов отопления, а также полотенцесушителей на аналогичные модели производится бесплатно только во время капремонта при условии, что эти виды работ предусмотрены проектом.

Выбор есть

Заявку на оказание платных услуг можно подать не только по номеру 115, но также позвонив в приемную или оператору (диспетчеру) ЖЭУ либо при личном посещении жилищной службы. Поступившие до 13:00 выполняются в этот же день с 14:00 до 18:00 (в пятницу — до 16:45); после 13:00 — на следующий день с 9:00 до 13:00 либо во второй половине рабочего дня. Нюансы согласовываются с оператором, который сам звонит заказчику.

Во время визита специалиста в квартире должен находиться собственник (наниматель) либо совершеннолетний член семьи.

Порядок оказания платных бытовых услуг в квартирах определен приказом МГЖХ от 18 декабря 2018 года № 178. С документом можно ознакомиться на сайте объединения.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ