Столичная СШ№99 стала площадкой для апробации республиканского экспериментального проекта

Учащиеся средней школы № 99 узнали, в каких профессиях могут применить свои природные задатки.

В прошлом учебном году учреждение стало участником республиканского экспериментального проекта «Апробация методики ранней профориентации учащихся 6–9-х классов на основе выявления врожденных задатков, успешного обучения профессиям».

Кирсанова учащиеся школы 99 (3)

 

Школьники проходили тесты на определение способностей, данных им природой, после чего каждому предлагали список конкретных рабочих специальностей.

Кирсанова учащиеся школы 99 (2)

 

О том, как восприняли эксперимент ребята и их родители и повлиял ли результат тестирования на профессиональный выбор выпускников, беседуем с куратором экспериментальной деятельности в школе № 99, заместителем директора по воспитательной работе Инной Слободник.

– С чего начиналась работа над проектом?

– Для начала мы должны были получить согласие родителей на участие детей (учеников 6-9-х классов) в эксперименте. Потом объяснили педагогам-психологам методы работы с экспериментальными диагностическими средствами ранней профориентации.

– А что предлагали школьникам?

– Согласно плану апробации, мы измерили сенсомоторные и перцептивные природные задатки детей: силу рук, устойчивость и распределение внимания, уровень памяти на слова, числа, фигуры, мышечно-глазомерную память, точность и скорость выполнения определенных действий. Всего за учебный год школьники прошли 12 тестов.

– Сложные были задания?

– Нет. Дети выполняли их с огромным желанием, с нетерпением ждали продолжения. Даже соперничали между собой: кто больше наберет баллов, кто быстрее выполнит задание. И родители тоже заинтересовались. С сожалением отмечали, что в их школьные годы ничего подобного не предлагали. Спрашивали, не могли бы и они протестироваться, чтобы удостовериться в правильности сделанного когда-то выбора.

– Требуется ли для проведения тестов какое-то специальное оборудование?

– Нужны только компьютеры, джойстики, наушники, поглощающие звук, специальные педали.

– Что скажете о результатах первого года апробации?

– Они отличные! Из 36 учащихся 9-х классов, которые участвовали в эксперименте, 18 поступили в профессиональные колледжи и лицеи. Свой выбор они сделали осознанно. Ребята признались, что, узнав о своих задатках, хотят развивать их дальше, будут получать рабочую профессию. Возможно, она не станет для них основной, но послужит хорошим стартом, а полученные навыки обязательно пригодятся в будущем.

– Как школьник может познакомиться с профессиями, к освоению которых у него есть предрасположенность?

– Для учеников 8–11-х классов у нас действует профориентационный кружок «Познай себя», занятия в нем проводит социальный педагог Юлия Савощик. Ребята учатся планировать свой жизненный путь, ставить цели, делать профессиональный выбор. Участвуют в групповых занятиях социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих», «Мои профессиональные намерения». В течение года мы организуем экскурсии в учреждения ПТО и ССО, на предприятия города. Так, учащиеся побывали на обувных фабриках «Отико» и «ЛеГранд», на фабрике головных уборов «Гала». Мастера, которые сопровождали нас на предприятиях, не просто провели по цехам и рассказали, чем занимаются специалисты, но и предложили детям сделать что-то самим: например, подобрать к обуви дизайнерское украшение, определить, натуральная кожа или искусственная…

Кроме того, в школу приходят представители колледжей и лицеев с презентациями своих учреждений. Перед детьми также выступают родители – рассказывают о своем пути в профессию. Да и Интернет предлагает много информации о разных профессиях.

С результатами экспериментальной деятельности мы знакомим всех учителей. Первостепенная задача школы – успешная социализация личности, адаптация детей к взрослой жизни. Педагогам необходимо думать о том, где выпускники смогут применить полученные знания. Они обязаны рассмотреть задатки ученика и помочь ему их развить.

– В каком возрасте ребенок уже готов выбирать будущую профессию?

– Представление о том, какие качества и знания нужны, чтобы успешно реализовать себя, у подростка должно сформироваться к 15 годам. Если этого нет, возникают трудности с самоопределением. В формировании будущего профессионального образа значительную роль играют взрослые: родители, педагоги.

– Можно желать быть кем угодно, но здоровье или отсутствие способностей часто не позволяет мечте осуществиться …

– В психологии есть такое понятие – «многоликое я». Принято считать, что у сильного человека «я идеальное» управляет всеми другими. Оно выступает строгим контролером: таков ли ты на самом деле, каким должен стать, каким себя изображаешь перед окружающими? Конечно, при выборе профессии нужно оценивать свои возможности – «могу ли я?». Не нужно нервничать, если, например, очень хочется быть пилотом, но здоровье не позволяет. Ведь есть и другие «небесные» профессии. Человек, видящий цель, всегда выйдет на свою дорогу.

– В нынешнем учебном году вы продолжаете эксперимент. Чем занимаетесь?

– Ребята за год подросли, изменились. Наша задача – еще раз предложить им выполнить те же тесты и посмотреть, есть ли динамика.

Процесс самопознания увлекателен. Сколько человек живет, столько он себя испытывает, продвигается к своей мечте, вершине. Это, по большому счету, и есть жизнь.

Мнение

Татьяна Комар, ученица 9 «А» класса:

– Тесты выполнять было интересно. Особенно понравилось задание на определение терпеливости: нужно было некоторое время соединять кружочки с кружочками, квадратики с квадратиками, треугольники с треугольниками. Всегда считала себя человеком безвольным, а итоги теста показали, что я ошибаюсь: если захочу, то справлюсь с любой монотонной работой. Я была горда собой!

Результат проверки силы рук на динамометре тоже меня удивил: я правша, но почему-то левая рука у меня оказалась сильнее правой.

В резюме, выданном мне после выполнения всех заданий, говорится, что я могу успешно реализовать себя в строительной сфере. Но мне нравится готовить, придумывать новые блюда. И, по оценкам родных, у меня это неплохо получается. Поэтому после окончания школы планирую стать поваром.

Дополнительная информация

Ошибается тот, кто считает, что для освоения рабочей профессии не нужны особые таланты. Многие не выдерживают конкурс в колледжи и лицеи по состоянию здоровья. Для поступления на некоторые специальности требуются богатырское здоровье, устойчивость к монотонности и однообразию операций. Например, хорошим плиточником станет тот, кто имеет художественный вкус и точный глазомер, а место шеф-повара предназначено тому, у кого отличная вкусовая память, хорошее цветовое восприятие, развито чувство хронометража, кто умеет быстро и точно определять на глаз нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ