Он летает в гости на дельтаплане. История о минском умельце Александре Чернове

В наивно-романтичные времена начала 1980-х их частенько называли современными Икарами. Осваивал тогда полеты на самодельных дельтапланах и минчанин Александр Чернов. О том, как увлечение подарило ему профессию и в корне изменило судьбу, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Стать на крыло

К небу и самолетам работавшего в ту пору электромонтажником на столичном авиаремонтном заводе парня тянуло с детства. А когда на предприятии появилась одна из первых в республике секций по экзотическому виду спорта, Александр, не раздумывая, влился в ряды энтузиастов. И вместе с Феликсом Пастушонком, Рустемом Измагиловым, Владимиром Родиным, Николаем Пехотой, Владимиром Сапожниковым, Дмитрием Зайцевым отважно стал на крыло.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Сутками проводили они время за чертежами и разработкой крыльев, а в выходные облетывали технику. Дельтапланерный клуб поддержало руководство завода — выделили помещение, металлорежущие станки, помогли с дефицитными на то время трубами, тросами, тканью. Спортсмены-энтузиасты регулярно занимали призовые места на республиканских и всесоюзных соревнованиях.

Летательные аппараты научились снабжать портативным мотором. Все это требовало определенных инженерных знаний. Известный белорусский кинооператор и режиссер Дмитрий Зайцев, тоже заядлый дельтапланерист, не раз советовал товарищу-воздухоплавателю поступать в технический вуз. Вняв уговорам, Чернов отучился на вечернем факультете Белорусского государственного политехнического института. Как же потом пригодились ему полученные знания и навыки!

— Окончив политех в 1993-м, я открыл кооператив по производству дельтапланов, — вспоминает Александр. — Но время было трудное, наша продукция особого спроса не имела. Пробовал одно, другое, третье, пока давний знакомый с авиаремонтного не пригласил меня в Республиканский центр инновационного и технического творчества заниматься со способными и увлеченными ребятишками в системе профтехобразования.

— Мы строили двухместные самолеты и дельтапланы. Получалось неплохо, но тормозом малой авиации оказалось отсутствие хорошей силовой установки. Требовалось спроектировать понижающий редуктор, который мог бы стать на любой автомобильный мотор. И тогда я понял, что надо открывать собственное дело и специализироваться на том, чего больше не производит никто. Так около десяти лет назад наша фирма начала делать редукторы. Сначала только для моторных дельтапланов, но оказалось, что оригинальные механизмы востребованы и на других средствах передвижения.

К примеру, судно на воздушной подушке, очень популярное на Севере. Там проблема такая: река замерзла, но на ней есть полыньи. Снегоход идет, идет, раз — и провалился. А такое судно может передвигаться всюду со скоростью до 80 км/ч. Оно берет на борт 5-6 человек, прыгает по камням, и мотор у него довольно мощный. Мы сотрудничаем с компаниями, которые занимаются аэролодками, из Иркутска, Архангельска, Санкт-Петербурга, других городов.

Чудо-станок

Сегодня у индивидуального предпринимателя Александра Чернова пусть небольшая, но собственная фирма, выпускающая эти самые редукторы и арендующая несколько помещений в центре инновационного и технического творчества. Помогают ему сын и пара толковых и исполнительных работников, умеющих многое и понимающих с полуслова.

Продукция штучная, производится под заказ и необходима для работы многих двигателей. Поэтому недостатка в клиентах нет.

Мы общаемся в небольшой комнатке. Собеседник успевает просматривать деловую переписку на ноутбуке, а потом предлагает:

— Давайте покажу вам наше недавнее приобретение. Оно того заслуживает.

Едва ли не половину площади соседнего помещения занимает впечатляющих размеров фрезерный станок с числовым программным управлением, привезен из Германии. Чтобы установить его, потребовалось резать стены, предварительно произведя необходимые инженерные расчеты на компьютере. Зато теперь это предмет особой гордости Александра.

— Станок старый, бэушный, — поясняет мастер,  но позволяет сделать все, что нам нужно, экономит время и силы, работает без сбоев. Освоил его без документации, не зная алгоритма, но понял азы — и все включилось. Сложное всегда строится на простейшем. Механика у станка хорошая, железо у немцев отличное, высококачественное, а вот электроника была устаревшей. Мы заменили ее на питерскую, на отладку ушло около полугода.

Обошелся вместе с растаможкой примерно в 10 тыс. евро в эквиваленте, весит около 3,5 т, но с перевозкой проблем не возникло. Нашел фирму, которая этим занимается, в Интернете, съездил в Германию для знакомства с предметом покупки, хотя путь неблизкий. Заказали обычный небольшой «МАЗ», за двое суток обернулись, привезли, разгрузили и установили. Есть у нас еще один станок, чуть похуже. Чтобы наше производство было рентабельным, мы должны изготавливать хотя бы 10 редукторов в месяц. Так примерно и выходит. Они серийные, трех основных разновидностей — для дельтапланов, самолетов и аэролодок на воздушной подушке. Покупают в основном наши соотечественники, россияне, украинцы, но поступают заказы и из других стран, даже из Канады.

Памятник Довлатову и полеты в Мирском замке

— А вот это, — А. Чернов показывает изображение на компьютере,  просто уникальный частный самолет PJ-II, таких в бывшем Союзе никто не делал. У него нет привычных винтов, за кабиной пилотов мотор мощностью 350 лошадиных сил. В Америке на крупнейшем авиашоу в Ошкош, штат Висконсин, в 2016 году самолет произвел сенсацию благодаря летным характеристикам. Собрал его бывший летчик из Волгограда с товарищами, на постройку ушло более 10 лет. Сначала финансирование было, потом закончилось. Когда волгоградцы обратились ко мне, я был немного шокирован, потому что не представлял, как это сделать. Но справились, в Америку летели с моим редуктором. С учетом затраченного времени, изготовления огромного количества чертежей и прочего мы ничего на нем не заработали, согласились из спортивного интереса.

Думаю расширяться, возможно, менять форму собственности. У нас нет проблем с налоговой инспекцией или таможней, нам никто не мешает работать. Не хватает конструкторского отдела, пока все рассчитывать и чертить приходится самому.

…Крепкий энергичный мужчина в свои 58 летать не прекращает. Дельтаплан дожидается хозяина в деревне в 150 км от Минска, где у него добротный собственноручно построенный дом. Работа отнимает почти все время, с 8 утра и до позднего вечера, а напряжение помогают снимать полеты. У Александра много друзей по всей Беларуси, один из которых живет в 45 км от его дома в деревне. Вот и летают в гости друг к другу.

Однажды Чернову позвонил режиссер театра имени М. Горького Сергей Ковальчик. В Мирском замке ставили спектакль по пьесе Андрея Курейчика «Пане Коханку». Предполагалось, что под занавес Радзивилл осуществляет свою мечту и видит в воздухе летящего белоруса.

— Мы отрепетировали полет, — улыбается Александр,  и зрелище, когда над замком в ночном небе появляется подсвеченное крыло, вышло действительно завораживающим!..

Чтение хороших книг, той же русской классики, еще одно любимое занятие Александра. Когда в Санкт-Петербурге возле дома, где жил Сергей Довлатов, открыли памятник, наш герой специально ездил туда, чтобы постоять рядом с бронзовым писателем, к которому питает особую симпатию: «Его можно цитировать беспрерывно…»

Фото автора

ТОП-3 О МИНСКЕ