СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Нескучный труд директора школы

Об экспериментах, воспитании национального самосознания и лучших традициях советского образования – директор средней школы № 2 Мария Ковалевская.

Агентство «Минск-Новости» совместно с Минской городской организацией ОО «Белорусский союз женщин» в третьем цикле проекта продолжает рассказывать о красивых и успешных женщинах, которыми гордится столица.

– Мария Федоровна, пять лет назад вы возглавили первую школу-новостройку в Каменной Горке. С какими трудностями тогда столкнулись?

– С открытием учреждения за парты сели более 2 тыс. школьников. Конечно, учителям приходилось нелегко. С одной стороны, огромная нагрузка: в классах по 30 и более учащихся. С другой – сложная задача создать из класса коллектив. Сплотить абсолютно разных по воспитанию девчонок и мальчишек, научить их слышать, показывать результат. Знаете, в любом деле, а особенно на должности руководителя, важен внутренний посыл – эмоции, которые несешь людям. С самого начала настроилась на то, что в школе будут учиться замечательные дети и она станет одной из лучших в городе. Наша работа – это труд сплоченной команды: неравнодушных, творческих педагогов; всегда готовых прийти на помощь родителей; стремящихся к успеху учеников. Поэтому, рассказывая о школе, не люблю употреблять выражение «тяжелый труд». Считаю, что он интересный, нескучный.

– О каких результатах можно говорить сегодня?

– По итогам конкурса на лучшее учреждение образования 2015 г. наша школа заняла 3-е место в городе, а ведь нам только пять лет! Один из показателей результативности – успехи выпускников. В прошлом году аттестат об общем среднем образовании получили 26 учащихся, 24 из которых были награждены похвальными листами за успешное изучение предметов. И все они стали студентами престижных вузов нашей страны.

– Нередко о Каменной Горке звучат нелестные отзывы. На интернет-форумах то и дело разворачиваются настоящие баталии: мол, граждане рожают детей, чтобы на льготных условиях получить жилплощадь и, заселяясь в новые квартиры, ведут неблаговидный образ жизни. Как относитесь к таким высказываниям?

– Такое мнение бытует. И тут же поспешу его опровергнуть: на мой взгляд, это не соответствует действительности.

В Каменной Горке много молодых родителей, которые хотят развивать детей. Факты говорят сами за себя: среди успешных учащихся нашей школы большинство из многодетных семей. В учреждении нет ни одного ребенка, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних! Кроме того, в школе работают немало многодетных учителей. Они замечательные специалисты, интеллигентнейшие люди.

– Разрешите поинтересоваться, в каком районе города вы сами проживаете?

– Уже 35 лет живу во Фрунзенском. Очень люблю его и не представляю себя в другом месте. К слову, столько же лет работаю в системе образования. Три десятилетия оставалась верна школе № 126, была ее директором.

– Учреждения образования сегодня предлагают немало инноваций, различных услуг. Что, на ваш взгляд, отличает 2-ю школу?

– Ее особенность – в практико-ориентированном методе воспитания. Если проще: меньше говорим – больше делаем. Вспоминаю 1980-е годы, начало своего трудового пути. Безусловно, технических возможностей в то время было гораздо меньше, запросы школьников – скромнее, но жили школы дружно. Я рада, что лучшие традиции системы советского образования сегодня возвращаются. Расскажу об одном случае. В нынешнем году отмечалось 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наши ребята участвовали в праздничном шествии, ходили на репетиции. После последней вместе с педагогами вернулись в школу чуть не за полночь, промокли до нитки… Но как блестели глаза детей! С замиранием сердца мы, учителя, ожидали утра следующего дня. Опасались, что кто-то из школьников не придет на праздник. Пришли все. Причем от родителей мы не услышали ни одного упрека.

– Безусловно, труд учителя заслуживает уважения. Однако важно, чтобы он приносил не только моральное, но и материальное удовлетворение. Как считаете, получают ли его педагоги?

– Учителя, которые хотят зарабатывать, имеют хорошую зарплату. Всегда есть возможность взять дополнительную нагрузку, классное руководство, ведение факультативов. Как говорится, без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

– В прошлом году в школе открылся Музей чести и доблести воинов-интернационалистов. Произвел ли он впечатление на ребят?

– Безусловно. Дети прониклись судьбами солдат, которые воевали в Афганистане, их самоотверженностью. Музей стал отправной точкой для работы всей школы. Пришли к тому, что на одной экспозиции останавливаться не стоит. В нынешнем году создали новую – «О подвиге великом и вечном», посвященную 70-летию Победы. Сегодня в школе два музея, которые объединены одной тематикой и повествуют о связи поколений. Наши учащиеся активно ведут поисковую работу, успешно участвуют в республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», на конкурсе «Юный экскурсовод» заняли 2-е место в городе, 3-е – в республике. Я называю такой труд живым: мы воспитываем достойных граждан своей страны. Приведу пример. Жители деревни Корсаковичи, что в Борисовском районе, рассказали нашим ребятам, отдыхавшим тогда в палаточном лагере, о захоронении мирных жителей деревни Новое село, сожженных в мае 1943 года. Летом школьники помогали ухаживать за братской могилой: скашивали траву, благоустраивали. Обратили внимание на табличку, которая со временем сильно разрушилась. Восстановили памятный знак, а затем разместили на прежнем месте.

– Знаю, что в стенах школы часто проходят городские и районные мероприятия. От учебного процесса это не отвлекает?

– Наоборот, сплачивает. У нас всегда много гостей. Школу посещают представители общественных организаций, иностранные делегации (визиты парламентариев Мексики, представительства Казахстана и, конечно, России). Частые гости – участники ветеранских организаций.

– Традиционно в начале учебного года во многих образовательных заведениях города происходят преобразования. Какие новшества появились у вас?

– В рамках экспериментальной и инновационной деятельности школа участвует в проекте по формированию национальной идентичности (самосознания) учеников. В программу вкрапливаем сведения об истории, природе, культуре, родной Беларуси; организуем различные экскурсии; готовим блюда национальной кухни. В школе также появилась собственная книга сказок, авторами которых выступили дети. О чем они пишут? О семье, друзьях, животных. Сами делают иллюстрации, редактируют издание. В будущем планируем создать детскую библиотеку, в которой будут храниться произведения наших учеников.

– Для одних стакан всегда наполовину полон, для других – наполовину пуст. Как вы смотрите на жизнь?

– Во всех событиях, которые происходят, стараюсь видеть хорошее. Люблю людей, детей в особенности. Считаю важным личный пример педагога: внешний вид, манеру вести разговор, даже интонацию, с которой обращается к ученику. Это и есть главный урок учителя. От личности педагога во многом зависит становление ребенка. Так что стакан у меня, скорее, полон.

Дополнительная информация

Школа № 2, расположенная в новом жилом районе, выполняет не только образовательную функцию. Это центр досуга, гражданско-патриотического воспитания, центр допризывной подготовки молодежи Фрунзенского района. Последний был открыт в 2012 г. Юноши и девушки получают здесь знания по оказанию медицинской помощи, учатся обращаться с оружием. Тут же работает тир, где можно тренироваться в электронном секторе и стрелять из пневматического оружия. Среди 1.870 учащихся школы есть неоднократные призеры олимпиад, научно-исследовательских конференций, победители городских и республиканских конкурсов.

Еще материалы рубрики:
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Хранительница истории Минска
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Ведущая городских торжеств
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Зеленый сад и нежный взглядСТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Радуга Ирины Дорофеевой
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Торговая марка – LATUSHKINA
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Обаятельная полковник медицинской службы

 

Самое читаемое