Страна замков в фотообъективе авторов проекта «Спадчына Беларусі»

Более тысячи человек посетили выставку «Спадчына Беларусі» в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

В художественно-выставочный проект, посвященный новому изданию книги-альбома Александра Алексеева и Олега Лукашевича «Спадчына Беларусі», вошло более 400 снимков, сделанных в основном в 2014–2015 гг. Проект вызвал большой интерес посетителей музея, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» его сотрудники.

Особой популярностью он пользовался у представителей посольств иностранных государств в Беларуси, туристов, а также у краеведов и всех, кто увлекается историей своей страны.

03.02.2016 г. минск . национальный исторический музей беларуси. презентация книги-альбома александра алексеева и олега лукашевича "спадчына беларуси" вместе с одноименной выставкой.. Фото Александра Ружечка

На цветных широкоформатных фотографиях запечатлено возрожденное в наши дни историко-архитектурное наследие страны – к примеру, дворцово-парковые ансамбли в Залесье, Скоках и Кричеве, храмы в Волчине и Витебске, фрески Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке… Алексеев и Лукашевич первыми из фотохудожников в истории независимой Беларуси начали разрушать стереотип «лапотной» страны. Зрителям открылась иная Беларусь. Оказалось, что кроме этнографии, фольклора и красивой природы у нас есть уникальная архитектура, изысканные образцы декоративно-прикладного искусства, богатая история.

Из Национального исторического музея выставка отправилась в здание Министерства иностранных дел Республики Беларусь, где на протяжении месяца с ней будет знакомиться дипломатический корпус.

№ 3 copy

В чем особенности проекта «Спадчына Беларусі»? Какие личные открытия сделали его авторы? Что обо всем этом думают иностранцы? Поговорим с Александром Алексеевым и Олегом Лукашевичем.

– Вопрос первый: вспомним, как все начиналось. Когда и с чего?

Олег Лукашевич: Идея проекта «Спадчына Беларусі» сформировалась примерно к 2003 г., хотя собирать материал по стране мы начали в 2001-м. Нам захотелось сделать фотоальбом, который смог бы достойно показать нашу родину, раскрыть уникальность ее истории и культуры. Бывая за границей, мы поняли, как мало там знают о нашей стране. В Париже, например, мы перелистали все путеводители и увидели – Беларуси посвящена, как правило, одна небольшая страница. Причем говорится только о природе. Но разве это все, что досталось нам в наследство?! В руки попали книги польского историка, исследователя, Романа Афтанази, который собрал богатый материал о дворцах, усадьбах на белорусской земле – и тех, что неплохо сохранились, и тех, которые были разорены и уничтожены. Мы были удивлены – нет, ошарашены этим богатством. Беларусь – страна замков и дворцов! Это то, чего мы раньше не знали.

Александр Алексеев: Нами двигало желание исправить ситуацию с недостатком информации о Беларуси, ликвидировать несправедливость, однобокость в освещении ее далекого и недавнего прошлого. В основу проекта «Спадчына Беларусі» была положена научно-исследовательская работа. Мы начали сотрудничать с историками, музейными специалистами, искусствоведами, краеведами… Краеведы «на местах» – особенно ценные люди, они знают столько подробностей и деталей, которые не известны широкой публике, и реально помогают более глубоко воссоздавать исторические моменты. Так 15 лет назад начались наши экспедиции по Беларуси. Иногда мы проводили в поездке по две недели, возвращались к памятнику старины по нескольку раз, детально его исследовали… Для того чтобы грамотно запечатлеть собор, монастырь либо дворец, надо знать выигрышные ракурсы, когда и как фасад освещает солнце, какая погода благоприятствует съемке… Тем более что мы делаем ставку на естественность, натуральность. Требовалась и специальная подготовка в таких областях, как история, архитектура, декоративно-прикладное искусство… Делая снимки, мы всё должны знать про объект, включая особенности жизненного уклада в Беларуси много веков назад.

№ 4 copy

Олег Лукашевич: Когда только начинали, еще не было цифровых фотокамер, поэтому в нашем распоряжении были 36 кадров хорошей, а значит, очень дорогой немецкой фотопленки. Нельзя было бездумно «щелкать».

– Вы не подсчитывали, сколько километров накрутили на колеса за эти 15 лет экспедиций по Беларуси?

Олег Лукашевич: Сотня тысяч будет… Разумеется, никто подсчета не вел. Транспорт менялся, были даже микроавтобусы, чтобы везти арсенал оборудования – и для интерьерной съемки, и для экстерьерной…

Александр Алексеев: Я хочу вернуться к вопросу, для чего задумывался проект. С одной стороны – показать миру, что молодая независимая Беларусь, по сути, древняя страна с сильными корнями. С другой стороны – самим себе открыть глаза. Ведь большое, разностороннее, многослойное историко-архитектурное наследие Беларуси – предмет национальной гордости. Так что у художественного проекта «Спадчына Беларусі» универсальная функция: книги этой серии предназначены и для белорусов, и для иностранцев.

– Сколько книг-альбомов уже вышло в серии «Спадчына Беларусі» – по наименованиям?

– Олег Лукашевич: Четыре. В общей сложности с 2004-го по 2015-й издано и разошлось 44.500 экземпляров. Для национального книгоиздания это рекорд.

Александр Алексеев: В первой книге-альбоме «Спадчына Беларусі» мы представили архитектурное наследие. Второй альбом под названием «Спадчына Беларусі. Скарбы» посвятили предметам декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. В него вошло то, что находится в музейных и церковных фондах. Скептики говорили, что мы наберем таких предметов не более чем страниц на 20, максимум на 50, что у нас ничего нет – все разграблено. Альбом вышел в 320 страниц! Мы объехали все музеи. Тесно сотрудничали с православной и католической епархиями: нам разрешили побывать в храмах и увидеть то, что не показывают широкой публике. Главный хранитель Британского музея потом скажет: «Не могу поверить, что в Беларуси столько раритетов ХII века». Третий альбом «Скарбы Беларусі» объединил все самое уникальное из двух предыдущих книг. Когда была принята госпрограмма «Замки Беларуси», мы решили сделать альбом, посвященный восстановленной старине – отреставрированным за годы независимой Беларуси архитектурным шедеврам, чтобы все увидели: Беларусь бережно относится к своему наследию. Этот альбом издан на трех языках – белорусском, русском и английском: «Спадчына Беларусі» – «Наследие Беларуси» – «Heritage of Belarus».

№ 5 copy

№ 6 copy

– Ваши книги-альбомы стали лидерами продаж – если сравнить с аналогичной продукцией. Какова причина такой популярности? Как вы сами думаете?

Олег Лукашевич: Мы не делаем красивые картинки. Главное здесь смысл, идея. Мы не замыкаемся на каком-то определенном регионе. Нам важно показать всю Беларусь, все области, все конфессии, что мы и делаем. Прежде чем приступить к практической стороне дела, изучили во Франции и Италии представительские альбомы по Лувру, Версалю, Ватикану… Сразу нацелились на высокие образцы. Стали думать о текстовом сопровождении фотоснимков, о том, каким должен быть язык. Насыщенным терминами? Или понятным широким массам? Решили быть понятными.

– Первый альбом серии вышел в 2004 году. Как он был встречен?

Олег Лукашевич: «Выход в люди» состоялся в Риме. Мы представляли «Спадчыну Беларусі» во время проведения Дней культуры Республики Беларусь в Италии. Интерес был огромный…

Александр Алексеев: Вплоть до того, что альбом попал в руки Папы Римского Иоанна Павла ІІ.

– А поподробнее?

Александр Алексеев: Итальянская сторона предложила побывать на общей аудиенции у Папы Римского. Мы взяли с собой альбом и получили возможность подарить его Папе. Когда вернулись в Минск, нам пришло письмо из Государственного секретариата Ватикана…

Олег Лукашевич: Письмо на белорусском языке! (Белорусский язык был среди тех языков, на которых Иоанн Павел II обращался к верующим на Пасху и на Рождество – мы это помним.) В письме говорилось, что оно направлено по благословению Папы Римского, что «Спадчына Беларусі» – интересная книга, иллюстрированная прекрасными фотографиями. Нам высказывалась огромная благодарность.

Александр Алексеев: А вот, к примеру, в письме, направленном нам по поручению королевы Великобритании, был такой отзыв: книга – великолепный голос Беларуси, она незамедлительно пополнит королевскую библиотеку. «Спадчына Беларусі» есть во многих крупнейших библиотеках мира, например, в Нью-Йоркской публичной.

№ 7 copy

Олег Лукашевич: В 2004 г. трехтысячный тираж разошелся почти мгновенно – был продан за месяц. В 2005-м на республиканском конкурсе «Мастацтва кнігі» впервые за четырнадцать лет высшая полиграфическая награда – Диплом Франциска Скорины – нашла своего героя. Им стал альбом «Спадчына Беларусі». Но, поймите правильно, мы не ставили целью получать награды…

Александр Алексеев: Работа над проектом шла по благословению иерархов – в 2004 г. от православной конфессии нас благословил митрополит Филарет, от католической – кардинал Казимир Свёнтек.

Олег Лукашевич: Когда мы подарили альбом владыке, он сказал, что теперь будет всем показывать, как надо снимать иконы…

№ 8 copy

Митрополит Филарет оценил проект и выдвинул нас, авторов, на присуждение премии «За духовное возрождение». 7 января 2005 г. мы получили эту премию из рук Президента Александра Лукашенко.

Александр Алексеев: Я бы пояснил. Художественный проект «Спадчына Беларусі» – это авторская концепция по международному представлению исторического и культурного наследия нашей страны, которая включает три составляющие. Первая – издательская деятельность, выпуск презентационных книг-альбомов. Вторая – видеопроизводство. Мы создаем документальные фильмы, к примеру, уже сделано более 100 серий телевизионного цикла «Наша спадчына», более 50 серий фильма «Эпоха» об исторических личностях, рожденных белорусской землей, людях, внесших свой вклад в мировое сообщество… Третья часть – проведение на основе собранного материала фотовыставок в Беларуси и за рубежом. Одну из первых фотовыставок мы провели в 2004 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в честь 50-летия вступления Республики Беларусь в эту организацию. Французская искушенная публика высоко оценила и объекты съемки, и саму съемку. Высокий отзыв Генерального директора ЮНЕСКО Коичиро Мацуура мы даже поместили в первый альбом «Спадчына Беларусі». Потом были выставки в Италии, Великобритании, Польше… И, разумеется, в Беларуси.

– На портале minsknews.by в минувшем году мы не раз писали о том, что «Спадчына Беларусі» вписалась в минскую городскую среду, на некоторое время стала музеем под открытым небом. Фотоснимки находились на ограде парка имени Челюскинцев, на ограждении Всехсвятского храма…

№ 9 copy

Александр Алексеев: Самое приятное, самое главное – то, что люди рассматривали фотографии с огромным интересом, теплом и любовью.

Олег Лукашевич: К нам приходили и говорили: «Ребята, мы даже не думали, что у нас такие шедевры, теперь знаем, куда надо ехать за впечатлениями». Приглашали в поездки: мол, мы вам еще не такое покажем!.. Благодаря подобным выставкам мы увидели, как поднялась планка национального самосознания.

– Останусь при своем мнении: все-таки белорусы еще плохо знают свою страну, поэтому их можно удивить. Но иностранцы! Разве реально поразить Полоцкой Софией или Несвижским замком итальянца, у которого – и Колизей, и Дворец дожей, и Термы Каракаллы, и Золотой дом Нерона…

Олег Лукашевич: А вот представьте! Мы привезли в Рим в Национальный музей музыкальных инструментов на выставку около полусотни своих фотоснимков и ни одного не увезли домой. Выставка была скуплена. Да, наши замки – это не Колизей. Но в белорусской культуре произошло сочетание совершенно разных видов искусства, соединился Запад и Восток, что позволяет Беларуси иметь собственное лицо. И вот эти совершенно уникальные памятники, этот непохожий стиль и представляют интерес для иностранцев.

Александр Алексеев: Иностранцы настолько впечатлены, что сюжеты про наши фотовыставки и презентации выкладываются на каналах YouTube. По ним вы можете наглядно судить, какая реакция была в Варшаве, где мы выставляли свои работы в Вилянувском дворце, или в Лондоне – в Британском музее и Пушкинском доме… А ведь там была непростая, достаточно искушенная публика – главы дипломатических учреждений, министры… Оказалось, Беларусь для них – белое пятно на карте. Поверьте, интерес к наследию Беларуси неподдельный, искренний. Посетители с большим вниманием рассматривали фотографии, альбомы и говорили: «Это просто невероятно!» Иностранцы не раз отмечали даже такую деталь, как дизайн наших книг. Он сугубо белорусский. В первом издании мы использовали элементы декора окладов старинных икон. Во втором издании брали узоры из книг Франциска Скорины. Работая над последними нашими изданиями, в полесском регионе мы нашли иконы XVII в., декорированные крупными серебряными цветами и листьями. Теперь они украшают обложку…

– Александр, Олег, вы выпускники минских вузов, у Александра, если не ошибаюсь, это экономический университет, у Олега – факультет журналистики БГУ. У каждого есть и второе образование. У Александра диплом БГАИ по режиссуре. Олег стажировался в Международном центре CIRNEA в Париже по специальности режиссер и оператор телевидения. Тем не менее вы не историки и не искусствоведы. Дипломированные специалисты не предъявляли вам претензий после выхода каждой книги?

Олег Лукашевич: Работа над каждым новым изданием – это большой научно-исследовательский труд. Мы тесно сотрудничаем со всеми крупнейшими музейными учреждениями страны. Более того, работа с музеями – процесс, который идет в обоих направлениях. Нам помогают – мы помогаем.

– Например?

Олег Лукашевич: Атрибутировать раритеты. Был случай: приезжаем в один крупный музей, по списку находим серебряную вещь, которая значится как дарохранительница. Ажурная, в барочном стиле. Начинаем консультации с европейскими музеями, посылаем туда фотографии дарохранительницы, клейма. И нам говорят: это обычная солонка, только красивая. Еще один момент. Обнаружилось, что во многих церковных фондах есть не атрибутированные вещи, и мы по клеймам помогли сделать эту работу.

Александр Алексеев: Посмотрите на белорусскую стотысячную купюру. На одной ее стороне – рисунок Наполеона Орды, на второй – наш фотоснимок Радзивилловского замка в Несвиже. Для создателей банкноты он стал прообразом главного фасада дворца. С тех пор, как мы сделали съемку, внутренний двор Несвижского замка и само здание претерпели существенные изменения.

– Вы сказали, что сами делаете и сами издаете свои книги. А как продаете? Где их можно приобрести?

Александр Алексеев: Распространение идет в основном через интернет-магазин www.спадчына.бел – так дешевле. Однако альбом можно приобрести и в магазине «Академкнига».

– У проекта «Спадчына Беларусі» есть временные рамки? Он конечен?

Олег Лукашевич: Проект находится в постоянном развитии. Тем для него очень много. Кто знал в начале 2000-х, когда мы только задумали издать альбом, что он откроет серию? Кто знал тогда, что государство взвалит на свои плечи такую тяжелую ношу, как реставрация замков и дворцов и наполнение их соответствующими предметами, что будет таким вот образом работать над имиджем Беларуси, высвечивать его новыми красками, показывать новые грани, а мы все это будем фиксировать на фотокамеру?.. Время сейчас интересное – оно не застыло…

Александр Алексеев: На мой взгляд, проект «Спадчына Беларусі», по своей сути, неисчерпаем. Такое ощущение, что проект делается «под патронажем» святой Евфросинии Полоцкой. Еще в самом начале 2000-х, когда у нас шли споры и обсуждения, когда мы искали лучшие решения и обдумывали концепцию первой книги-альбома, все основные идеи, все ответы мы нашли на полоцкой земле.

№ 10 copy

Олег Лукашевич: Мы почувствовали знак внимания святой Евфросинии Полоцкой к нам.

– Как?

Александр Алексеев: Вот фотография полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, и я хочу рассказать историю этого кадра.

№ 11 copy

Мы приехали в Полоцк в непогодь. Шел сильный дождь. Зашли на территорию монастыря, нам сказали, что храм закрыт и поклониться мощам святой Евфросинии Полоцкой нет никакой возможности. Мы расстроились, подумали: не наш день, съемка не получится… И только подошли к выходу, как вдруг навстречу подул мощный ветер, поднял песок – прямо в лицо. Порыв ветра был настолько силен, как будто кто-то не давал нам выйти из монастыря. Через минуту облака расступились, хлынул свет. Мы сразу же поднялись на колокольню и сделали фотоснимки. И как только завершили фотосъемку, к нам подходит монахиня и говорит: «Вы хотели поклониться мощам? Собор открыт…»

Олег Лукашевич: Был еще один знак и личное открытие. В Каменце на Брестчине в местной церкви есть уникальный дубовый иконостас – из Варшавы. Когда в середине 1920-х гг. там взрывали Александро-Невский собор, иконостас спасли и перевезли в эту церковь. А в нем мы увидели изображение преподобной Евфросинии Полоцкой! В наше время об этом образе мало кто знал. Мы его сфотографировали и поместили в свою книгу.

Александр Алексеев: Вернусь в нашем разговоре в Полоцк. В Спасо-Евфросиниевском монастыре находятся фрески XII в. Благоволение преподобной было в том, что на тот момент, когда мы приехали, там стояли высокие тридцатиметровые леса, на которых работали реставраторы. В результате мы смогли детально отснять уникальную фресковую роспись храма, сейчас повторить это уже почти невозможно. Причем во время фотосъемки случайно выронили фотообъектив. Он летит, падает… «Ну все!». Так вот я вам скажу: объектив не разбился! И работает до сих пор.

– Слово «мистика» вы не употребляете.

Олег Лукашевич: Нет, конечно. Есть другие слова – «благословление небес».

Как вас правильно называть? Журналисты? Издатели? Фотографы?..

Олег Лукашевич: Авторы. В данном случае – соавторы.

Никогда не понимала, как работают соавторы. Один нажимает на спусковую кнопку фотокамеры. А второй?..

Олег Лукашевич: Соавторство – бесконечный диспут, и это нормально.

Александр Алексеев: Нас часто спрашивают, кто из нас фотограф и где чья фотография. У нас нет такого разделения, что кто-то только фотографирует, а кто-то только вставляет фотоснимки в макеты книг-альбомов. Мы вместе приезжаем на место съемки, обходим архитектурные объекты, оцениваем, обсуждаем, выбираем лучший ракурс, ждем нужного освещения… И в тот момент, когда абсолютно все оговорено и решено, один из нас нажимает на пресловутую кнопку спускового механизма. Самое главное – осуществить постановку фотокадра. А выстраиваем мы его вместе.

Олег Лукашевич: Когда едем в экспедицию, всегда смотрим прогноз погоды. Освещение и архитектура находятся в неразрывной связи. Свет может придавить памятник, может приподнять его… Вот, к примеру, католическая церковь Святой Троицы в Гервятах. Хороший снимок? Знаете, как он родился?

№ 12 copy

Выезжаем из Минска, прогноз – облачно с прояснениями. Подъезжаем – дождь. Полдня мы сидим в Гервятах в машине, а дождь льет и льет. Небо темное, съемка сорвана. В седьмом часу вечера собираемся домой, и тут буквально на 30 секунд выходит солнце. Представьте: нам хватило этих 30 секунд.

Александр Алексеев: Есть такие объекты, к примеру, Несвижский замок или Никольский женский монастырь в Могилеве, которые снять непросто, они масштабные, сложной конфигурации.

№ 13 copy

Мы всегда пытаемся найти художественные решения, ракурсы, которые позволяли бы раскрыть красоту и уникальность таких сооружений. Стремимся к тому, чтобы каждый кадр был неповторим и уникален своим содержанием.

– Вертолет не используете?

Александр Алексеев: Можно было бы взять квадрокоптер, но не к каждому квадрокоптеру подвесишь профессиональную фотокамеру, которая дает нужное разрешение снимков – не ниже 20 млн пикселей. Камера тяжелая. И к тому же из-за порывов ветра съемка может быть сорвана. Так что по необходимости используем кран высотой 25 м.

Олег Лукашевич: Вертолет плох еще и потому, что вблизи памятников часто находятся промышленные или сельскохозяйственные постройки – наследие советской эпохи. А мы за эстетику кадра.

– Так как за эти годы вы просканировали всю страну, очень интересно узнать, какой объект у вас в проекте самый старый и какой самый молодой.

Олег Лукашевич: Самый древний, точнее, самый ранний историко-архитектурный шедевр – полоцкая Спасо-Преображенская церковь XII в. Для себя мы определили, что будем снимать только объекты, появившиеся на карте страны до Второй мировой войны. Таким образом, один из самых молодых в проекте – костел Матери Божьей в Солах Сморгонского района. Его построили в 1920–1930-х гг. на месте храма XVI в. То, что там старинные муры, храму придало уникальность. И определило наш выбор.

– Чего жаль? Где не успели?

Александр Алексеев: Много где. Нам бы беречь свое «фамильное серебро», а мы…

Олег Лукашевич: В деревне Радзивиллимонты под Клецком стоял небольшой деревянный дворец Радзивиллов, их летняя резиденция. Портик с колоннами на фасаде… Здание было на балансе колхоза, потом его стали перебрасывать от одного хозяина к другому, в итоге дворец сгорел. В Жемыславле в Ивьевском районе был дворец Умястовских, который сравнивали с Лазенковским дворцом в Варшаве. Тоже горел, уже в наши дни. Стоит сейчас без крыши и разрушается…

– А что сняли в Минске?

Олег Лукашевич: Екатерининскую церковь на Немиге, усадебный дом Прушинских – Любанских в Лошице, Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии, а также ратушу – она новая, но полная копия старой и к тому же стоит на мурах

Photo made by Aliaksandr Aliakseyeu & Aleh Lukashevich Фотографы: Александр Алексеев и Олег Лукашевич

– Александр, Олег, с помощью своих художественных книг-альбомов, документальных фильмов и фотовыставок вы создаете привлекательный образ Беларуси в мире, пропагандируете самобытность нации, призываете соотечественников беречь наследие предков… Вы делаете это по заказу? Если честно.

Александр Алексеев: Разумеется. По заказу сердца.

Олег Лукашевич: Мы делаем все искренне и с большой любовью к Беларуси.

№ 14 copy

Справочно

Александр Алексеев родился в 1978 г. Окончил БГЭУ и БГАИ. Кандидат экономических наук. Автор публикаций по экономике, в том числе и за рубежом. Работал на Белорусском телевидении как автор, режиссер и редактор телевизионных проектов. Последние годы занимается книгоизданием и кинодокументалистикой.

Лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Олег Лукашевич родился в 1972 г. Окончил БГУ, прошел стажировку по режиссерскому и операторскому мастерству в Международном центре CIRNEA (Франция). Первый белорусский журналист, аккредитованный на Каннском кинофестивале. Создал на белорусском телевидении ряд телевизионных проектов. Последние годы занимается книгоизданием и кинодокументалистикой. Входит в Республиканский общественный совет по делам культуры и искусства при Совете Министров Беларуси.

Лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Самое читаемое