Строительство МКАД-2: у кольца нет конца

Укладываются ли дорожники в запланированные сроки и почему работы по созданию этой трассы порой вызывают нарекания жителей близлежащих деревень и дачных поселков, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

С каждым днем увеличивается интенсивность движения транспорта по второй кольцевой автомобильной дороге вокруг Минска, протяженность которой уже составляет 46,4 км. На следующем этапе намечено построить еще 41,4 км. Но процесс этот идет очень туго и проблемно. Почему? Об этом рассказал генеральный директор РУП «Минскавтодор-Центр» Николай Матюк.

— В создании новых участков трассы сегодня заняты более 1.000 работников практически из всех дорожно- и мостостроительных организаций Беларуси, — отметил он. — Только одних самосвалов задействовано свыше 600. Столь масштабная стройка не может не затронуть интересы местных жителей и дачников. От них постоянно поступают жалобы. Хотя маршруты передвижения техники изначально согласовали с районными властями и областной ГАИ. В проект МКАД-2 включен пункт восстановления местных дорог. Заранее обустроили и объезды населенных пунктов, укрепили ряд внутренних трасс. Проводим постоянные проверки и совместные рейды с сотрудниками ГАИ. Однако некоторые водители нарушают договоренности, что и вызывает нарекания людей.

— Второй этап строительства МКАД-2 идет по графику?

— С каждым днем соблюдать сроки все сложнее. Главная проблема — в недостаточном финансировании. На 2016 г. из бюджета будет выделено 570,9 млрд рублей. С прошлого года перешли 220 млрд аккредитива. Но этих средств явно недостаточно, так как из бюджетной суммы 410 млрд рублей ожидаются в 3-м и 4-м кварталах. К началу мая мы уже освоили все выделенные суммы и даже больше. Для полного ввода МКАД-2 необходимы 1,5 трлн рублей. У нас возникают проблемы при расчете со строительными, транспортными и другими предприятиями, участвующими в возведении второй кольцевой. Отправил в Минфин письмо с просьбой перевести средства 3-го и 4-го кварталов на текущие потребности. Ответа пока нет. Прорабатываем с руководством Минтранса вопрос о кредите в Банке развития Республики Беларусь. Конечно, можно аккумулировать средства всей дорожной отрасли на МКАД-2, но тогда остановится строительство дорожных объектов в других регионах страны. «Минскавтодор-Центр» и так уже на всем экономит. Даже пересмотрели проектные планы второй кольцевой.

При посещении МКАД-2 во время покоса придорожной травы Александр Лукашенко отметил, что это адский труд, и предложил посадить, где возможно, кустарники и деревья. Действительно, только у «Минскавтодор-Центра» на выкашивание в год уходило более 15 млрд рублей. Дорожникам также доводятся планы по экономии горюче-смазочных материалов, тепловой и электрической энергии. Оптимизировали все схемы доставки материалов на наши объекты.

Но, по-моему, наибольшие резервы в сокращении затрат на 25 % — в жестком соблюдении производственной и технологической дисциплины: вовремя и качественно сделать свою работу, а при необходимости и другую. Поэтому у нас приветствуется универсализм. После осенне-зимнего периода требовалось до 20 апреля привести дороги в порядок. Надо было покрасить барьерные и перильные ограждения, заменить указательные знаки, установить сигнальные столбики, убрать мусор. Задействовали в этих работах весь штат. На благоустройство трасс вышли даже чиновники и секретари-референты.

Вопрос о сокращении численности состава предприятия не ставим, потому что штат у нас и так не укомплектован. Если исходить из нормативов содержания 3.300 км республиканских дорог и 562 мостовых сооружений, то «Минскавтодор-Центру» нужно не урезать штат, а пополнять его, и значительно.

— Заместитель премьер-министра страны Анатолий Калинин обратил внимание на отсутствие дорожного сервиса и логистических центров на принятых в эксплуатацию участках МКАД-2.

— Они необходимы для увеличения транспортного потока на второй кольцевой, в первую очередь транзитного — с витебского и гродненского направлений. Создаем для этого условия. Так, на пересечении второй кольцевой дороги (М14) и Минск — Гродно (М6) функционировал цементно-бетонный завод Строительно-монтажного треста № 8, его перенесли в другое место. Любой инвестор может прийти на готовую инфраструктуру — артезианскую скважину, точки электроподключения… Предоставляем всем желающим и технические условия под определенные места для придорожного сервиса, готовимся к проведению тендеров. Некоторые организации уже проявили интерес, но хотелось бы большей активности со стороны министерств, ведомств в возведении комплексных пунктов, АЗС, СТО, общепита и иных придорожных объектов.

— Что необходимо «Минскавтодор-Центру» для содержания дорог в хорошем состоянии?

— Текущий и капитальный ремонт трасс, а также обновление машинного парка — самые острые проблемы. Из-за хронического дефицита средств мы уже подошли к критической отметке. Государственная программа «Дороги Беларуси» на 200–2015 годы в лучшем случае выполнена на 40–45 %. Как следствие, 899 км трасс и 228 мостовых сооружений только «Минскавтодор-Центра» нуждаются сейчас в текущем ремонте, в капитальном — 296 и 67 соответственно. Износ машинного парка достиг в среднем 86 %. Правда, нам удалось поправить здесь положение дел и отчасти обновить технику благодаря двум масштабным стройкам: созданию МКАД-2 и реконструкции М5.

Самое читаемое