Студенты-медики изучают анатомию на гигантском планшете и тренируются на роботах-манекенах

Прорывные открытия и информационные технологии меняют современную медицину невероятными темпами.

Причем умные девайсы вошли уже не только во врачебную практику — в сам процесс обучения будущих докторов. Скажем, одна из последних новинок в БГМУ — анатомический стол с системной визуализацией — просто поражает воображение своими возможностями. Корреспонденты «СБ» провели один день в учебных аудиториях и посмотрели, как сегодня постигают профессию студенты–медики.
 

…За стеклянными стенами небольшого учебного класса группа студентов в белых халатах внимательно слушает преподавателя, доцента кафедры аномальной анатомии Анну Пасюк, склонившись над белым столом. По форме он напоминает обычный операционный, а на деле — гигантский планшет, где можно изучать анатомию в высоком разрешении и с исключительной точностью. Делать разрезы на виртуальном пациенте и изучать его внутреннее строение в мельчайшей детализации, с любого ракурса и проекции. Есть и настоящая «анатомическая библиотека», где собрано более 1.000 уникальных клинических случаев со всего мира: редкие заболевания, пороки развития, повреждения…

На виртуальном анатомическом столе можно рассмотреть детальное строение четырех человек, которые после смерти завещали свои тела науке. Чтобы поместить сюда эти сверхточные трехмерные изображения, где виден каждый миллиметр тканей, органов, сосудов, тело долго и тщательно готовили: был отсканирован буквально каждый тончайший срез, а затем по деталям их уже «собирали» с помощью компьютера.

Одним движением джойстика, подобно тому, как мы регулируем яркость на своем смартфоне, преподаватель «убирает» слой за слоем с лежащего на виртуальном столе человека. Студенты 2–го курса от удивления даже ахают. Пару кликов — и мы видим, как устроен организм под кожей, затем все глубже и глубже. Можно добавлять и убирать венозную и артериальную системы, наблюдать, как бежит кровь из любой точки к сердцу, а если «кликнуть» на орган — рассмотреть его отдельно в малейших нюансах, сделать необходимые срезы и изучать послойно.

— Анатомический стол появился у нас в прошлом учебном году, — рассказывает Анна Пасюк. — Сейчас мы активно внедряем его в учебный процесс, корректируем учебные планы и стараемся максимально использовать все возможности компьютера. Наибольший интерес этот стол представляет для студентов 1 — 2–го курсов, но как вспомогательный материал может пригодиться и для старшекурсников, когда те, к примеру, изучают топографическую анатомию, интернам, субординаторам.

На новом оборудовании, кстати, можно принимать и промежуточные зачеты, отрабатывать практические навыки. К примеру, преподаватель заранее заготавливает определенный тест, ставит свои метки на теле и просит студента дать нужные ответы. База здесь достаточно большая. Все структурировано четко по разделам, можно найти требуемый клинический случай: переломы, опухоли, различные варианты строений, как аномальные, так и варианты нормы, проследить, как меняется человеческий орган на протяжении всей жизни.

КАРТИНКА С НАТУРЫ

Постигают будущую профессию при помощи новых технологий и в лаборатории практического обучения. Симуляционный центр переехал в новый отремонтированный корпус в мае, сама же лаборатория с тренажерами, где учащиеся всех курсов отрабатывают врачебные навыки на практике, существует с 2014–го. По сути, каждая учебная аудитория здесь — как настоящая палата: есть «отделения» педиатрии и неонатологии, хирургии и реанимации, акушерства и гинекологии… Только начинают совершенствовать свои умения студенты на современных роботах–имитаторах. Это обязательная часть обучения, перед тем как переходить к реальным клиническим случаям, когда порой счет идет на секунды.
В педиатрической «палате» на пеленальных столиках и в инкубаторах лежат несколько манекенов младенцев — все максимально приближено к реальной обстановке. Преподаватель с помощью планшета задает ситуацию, с которой уже на практике предстоит столкнуться будущему врачу. И вот робот–младенец начинает плакать, шевелить ручками и ножками, изменяются показатели на мониторе, задача студента — не растеряться, а найти и устранить причину беспокойства малыша. Лишь после этого манекен «успокаивается». Несколько кликов на планшете — и ситуация меняется, теперь уже предстоит оказать экстренную медицинскую помощь: у ребенка начинаются судороги, пропадает дыхание и синеет кожа. Студент быстро и аккуратно, без подсказок преподавателя проводит интубацию, несколько других манипуляций, и состояние маленького «пациента» стабилизируется. Здесь учат, как оказать первичную реанимацию новорожденному, помочь при возможных постродовых осложнениях и даже как правильно принять стремительные роды — и такой симулятор в БГМУ тоже есть. Заведующая лабораторией практического обучения Наталья Мирончик с гордостью проводит экскурсию по аудитории, где оттачивают навыки будущие хирурги. Тут есть симулятор для проведения лапароскопических операций, тренажеры для накладывания швов на кожу с различными порезами, которые даже на ощупь мало чем отличаются от настоящих.

Аудитория анестезиологии и реаниматологии. На больничных койках — манекены. А рядом реальные дефибрилляторы, наркозный аппарат, мониторы, считывающие жизненные показатели «больного». По сути, внутри у каждого симулятора — компьютер, который управляется с планшета преподавателя, где опять–таки задается любой сценарий развития событий, требующий оказания медицинской помощи. Внутри сосуды симулятора заполнены составом, цветом и характеристиками имитирующим кровь, чтобы студенты могли подключить систему для внутривенного введения и применить необходимые препараты. Все по–настоящему.

На кровати лежит симулятор SimMen, которого студенты по–простому прозвали Семеном. Рядом — «Оживленная Анна», которая по праву считается «самой целуемой женщиной в мире» — тренажер, на котором отрабатывают навыки искусственного дыхания. Кстати, лицо манекена было изготовлено с гипсового слепка лица неизвестной французской девушки, утонувшей в Сене в XIX веке.

— Заниматься на симуляторах студенты начинают уже с первого курса, — рассказывает Анна Мирончик. — Сначала они осваивают более простые навыки ухода и манипуляции на фантомах и тренажерах, затем уже на более сложных симуляторах, где требуется решение клинических ситуационных задач, отрабатываются навыки работы в команде. Этот центр помогает студентам освоить все практические навыки, без стресса и вреда для пациента, а в будущем быстро и правильно принимать нужные решения в реальных обстоятельствах, особенно в критических ситуациях.

Самое читаемое