Судьбоносность и осколки боли: о чем повествует прогремевшая столичная экспозиция «Фрида»
Во Дворце искусства проходит выставка, посвященная творчеству и биографии известной мексиканской художницы. Как жизненные перипетии Фриды Кало отразились в работах творцов-современников, в чем заключается посыл экспозиции — узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Трагедия как основа творчества
Посетителей выставочного проекта встречает образ великой мексиканской художницы, к которому стелется красная дорожка. Он состоит из гипсового корсета (в него Фрида была закована после определенных травм) и металлической конструкции, имитирующей юбку. Все будто парит в воздухе и создает призрачное ощущение присутствия художницы.
— Красные кулисы по обе стороны от образа Фриды отсылают зрителя к театральности. Таким образом мы подсвечиваем художницу как главную звезду экспозиции. А стены, которыми окружен образ, выстроены, словно больничная палата. К ним от корсета тянутся нити фиолетового и красного цветов — это воплощение вены и аорты, благодаря которому палата трансформируется в холсты. Боковые части деревянных конструкций не закрашиваются намеренно — именно так выглядят подрамники художника, — объясняет куратор экспозиции Петра Климович.

Арт-объект рассказывает о сублимации, о том, как художница воплощала в своем творчестве личные переживания, с которыми вынуждена была столкнуться после аварии. Трагедия настигла ее в 18-летнем возрасте. Автобус, в котором находилась Фрида, столкнулся с трамваем. Целый год она была прикована к постели. Непрекращающиеся боли продолжали оставаться верными спутниками художницы и после более чем 30 операций.
— Позади арт-объекта виднеется инсталляция «Горизонт Фриды». Визуально она представляет собой позвоночник. Большую часть жизни художницы он действительно выглядел так — из-за травм Фрида много времени проводила в лежачем положении. В работе использовано стекло — это ранящий образ, передающий те страдания, которые испытывала женщина, — делится П. Климович.

Автор инсталляции Александр Трусковский поделился со зрителем и личной историей. В некоторые из висящих на каркасе стеклянных колб он вложил записки, в которых указан порядок приема препаратов. Их творцу приносили медсестры, когда тот попал в больницу.
Контакт со зрителем
По всему выставочному пространству расставлены колонны разных форм, на полу — звезды с именами известных, сильных духом белорусок. Через примеры стойкости, воплощенной в наших соотечественницах, организаторы экспозиции в очередной раз говорят о несокрушимости самой Фриды.

На одной из таких звезд размещена короткая емкая надпись: «Я». А на столбе, установленном рядом, лежат черные маркеры. Посетители выставочного проекта могут написать на белой поверхности, кто или что является для них поддержкой на сегодня. Тут уже есть и многочисленные имена, и теплое слово «мама», и даже чьи-то ники в Instagram.

— Отдельная часть экспозиции — это попытка воссоздать дом Фриды. Сейчас ее былое жилище представляет собой музей, и, перейдя по оставленному нами QR-коду, посетители могут увидеть его, побродить по залам. Авторы данной инсталляции ориентировались на минимализм и стремились передать настроение Мексики. Помимо окна с силуэтом Фриды, зрителю представлена ее рука, на которую нанесены маршруты транспорта. Это отсылка к предрешенности определенных событий. Трамвайный маршрут здесь имитирует линии судьбы, — рассказывает П. Климович.

Не обошелся выставочный проект без участия Ирины Котовой — художница столкнулась с онкологией, поэтому о трансформации переживаний в произведения искусства не понаслышке знает и сама. Ее часть экспозиции интерактивна: увешана зеркалами, на крючке рядом с которыми висит свадебное платье и фата; посетители могут примерить ее.
В плане интерактива со зрителем выставка продумана до мелочей. Так, есть даже отдельное помещение, где при нажатии на кнопку человек может увидеть цвет своего настроения. На экране с изображением художницы начинают появляться синие, зеленые, желтые линии. В дальнейшем посетитель может проанализировать, насколько выпавший ему цвет совпадает с его реальным состоянием и настроением.
В другом зале показывают иммерсивный 40-минутный фильм о жизненном пути Фриды Кало. Куратор рекомендует начинать изучение экспозиции именно с этого помещения. Предварительное знакомство с бэк-граундом художницы поможет лучше понять посыл представленных на выставке арт-объектов.

О стадиях созависимости
На подготовку работ для данной экспозиции художники затратили немало сил и времени. А Наталья Зубкова даже выращивала у себя дома газон, чтобы в последующем дополнить им инсталляцию.

Ее проект получил название «Любовь или созависимость Фриды Кало». И первая его часть уже была в арсенале художницы до начала подготовки к выставке. Это серия арт-объектов, которые раскрывают разные эмоциональные состояния человека, находящегося в созависимых отношениях. Художница отразила удовольствие, столкновение с ограничениями (клетку) и боль.

— Когда мы только вступаем в такие отношения, как правило, появляется желание в них занырнуть. И это погружение откликается в нас положительными эмоциями. Потом, в какой-то момент, мы понимаем, что столкнулись с ограничениями, дискомфортом. Хотя поначалу не до конца осознаем, в каком положении оказались, — рассказывает А. Зубкова. —— Ну а третья фаза — это боль, когда отношения становятся токсичными. Прервать такие контакты чаще всего крайне трудно. Тем не менее в своей инсталляции я показываю, что это возможно.
В процессе изучения биографии Фриды собеседница поняла, что модель созависимых отношений наблюдалась в контактах Кало с ее избранником Диего Риверой. По словам Н. Зубковой, она сделала такой вывод после знакомства с дневниковыми записями женщины.
Так была создана вторая часть инсталляции: газон с разнообразными цветами и тремя так называемым тайниками. Под стеклом, вдавленным в землю, расположены выдержки из дневника Фриды. Все они посвящены чувствам художницы к Диего и отражают три стадии созависимых отношений. Последняя, боль, выражается в фразе: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
— Газон я выращивала дома, и процесс его транспортировки был непростым. Но я очень хотела обыграть цветочную тематику, — отмечает собеседница.
Дело в том, что мексиканская художница безумно любила растения и часто использовала их в качестве украшения для волос (это понятно из многочисленных автопортретов).
Посыл экспозиции
— Цель этого проекта, как мне кажется, — дать возможность посетителям погрузиться в свой внутренний мир и чуть лучше понять самих себя. И в качестве примера рефлексии мы приводим Фриду. Ввиду положения, в котором она оказалась, художница проводила многие часы за изучением собственного естества, — делится П. Климович.
По словам директора галереи FARBA и одного из организаторов выставки Дениса Портянко, проект выполняет еще и образовательную функцию: люди ближе знакомятся с творчеством одной из главных фигур в мировом искусстве. Плюс ко всему, соприкосновение с прекрасным напитывает минчан позитивными эмоциями. Это для собеседника не менее ценно.

Фото Владиславы Виноград и автора