Плантация солнечной ягоды под Самохваловичами раскинулась на 1,5 га. Это около 3 тыс. кустов. Виноград выращивают здесь не на продажу, а для научных целей, чтобы получить адаптированные к нашим условиям сорта. В саду тихо и безлюдно. Только один человек неторопливо переходит от одной лозы к другой, что-то внимательно рассматривает, пробует плоды на вкус. О том, как в Беларуси выращивают виноград, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ягoдка к ягoдке
— Порадовал ли нынче урожай? — спрашиваю у научного сотрудника Института плодоводства Владимира Устинова.
— Нынешний сезон — один из наихудших для виноградарства. Весна и начало лета оказались прохладными, поэтому сроки сместились на несколько недель. Поздние сорта в открытом грунте не успели созреть. Оптимального соотношения сахара и кислоты не достигли и некоторые винные.
— А какие сорта не подвели? — интересуюсь.
— В основном ранние: из столовых, к примеру, «агат донской» и «алешенькин». Уродили и некоторые крупноягодные. Та же «красотка», которая успешно прошла испытания, и в этом году включена в госреестр. Красный столовый сорт с легким привкусом муската неприхотлив, устойчив к болезням и холодам.
Съедаю парочку ягод. Действительно, отдает мускатом. Идем по рядам кустов с синими, фиолетовыми, бордовыми, розовыми, зелеными, желтыми, золотистыми гроздьями. Вот украинский «красень» с мелкими ягодами. Подходит для вина. Темно-синяя «гала» мигрировала из Ростовской области. «заря несветая» — тоже из России.
— Это «вега запорожская» с косточкой, а вот один из моих любимых — кишмиш «кивин», — показывает Владимир Устинов. — Частный селекционер позиционирует его как сорт, культивируемый в открытом грунте, который не надо укрывать на зиму. Таким он себя и показал. А вот «руслан». Видите, какие огромные гроздья? Каждая по 1,5–2 кг. Тоже из частной коллекции. Успел и созреть, и сахар набрать.
— Руслан без Людмилы?
— «Людмила» тоже есть. Почти по Пушкину.
Не жизнь, а виноград
История Владимира Устинова — тот случай, когда призвание и хобби соединились в одно дело жизни. С детства сажал, поливал, полол грядки на родительской даче под Полоцком. Будучи первокурсником Витебского педуниверситета, познакомился с местным виноградарем Виктором Кухаревым, побывал на его участке. Несколько саженцев посадил на даче. Родители в успех не верили, думали, что вырастет кислая дичка, а собрали сладкий урожай.
— Каждые выходные мчался в Полоцк, чтобы посмотреть на посадки, полить, обрезать, — рассказывает собеседник. — И как-то само собой пришло решение серьезно заняться этим растением. Подружился со специалистами из Института плодоводства. В частности, с доктором сельскохозяйственных наук Ромуальдом Лойко, под руководством которого в Самохваловичах заложили первый виноградник.
Так все и закрутилось. Окончил аспирантуру при Институте плодоводства и получил разрешение заниматься любимым делом профессионально. Лозу Владимир сажает только сам. Радуется, когда появляется первая сигнальная гроздь.
— Попытки вывести собственные сорта предпринимались в Беларуси еще в 1960-е, — говорит Владимир. — Нашим селекционерам удалось-таки получить два чисто отечественных — «минский розовый» и «краса севера». Потом совместно с российскими учеными селекционировали «космос» и «космонавт». Сейчас пробуем выводить технические разновидности, пригодные для промышленного производства вина и коньяка.
Клуб энтузиастов
Однако янтарной ягодой пока что больше занимаются хозяева частных подворий и дачники. Объединились в клуб «Северный виноград», который, кстати, возглавляет Владимир Устинов. Обмениваются саженцами, делятся опытом. Среди них есть минчане. Кристина Коростик живет в частном секторе в Лошице. Разводит виноград с 2000 г.
— Начали с «минского розового» и «космонавта», — отмечает хозяйка подворья. — Сейчас растут около 40 сортов.
У Людмилы Юзефатовой дача в Привольном под Минском. На 10 сотках расположились 150 разновидностей растения. Когда в 1995-м появился участок, Людмила Васильевна первым делом посадила там саженцы винограда. Не все удалось сразу, но со временем дело пошло. Сейчас сама обучает новичков.
— Дома делаем соки, изюм, — говорит Людмила Васильевна. — Из сортов «денисовский», «маршал фош», «зилга», «платовский», «кристалл» получаются легкие сухие вина с тонким, изысканным вкусом.
Валентина Печко продолжила дело своего отца, известного виноградаря Виктора Говорухина, который сотрудничал с учеными-селекционерами из многих регионов Советского Союза. Занялся лозой еще в молодости и 40 лет испытывал сорта в климатических условиях Беларуси.
— Я пообещала отцу, что передам семейное дело детям и внукам. Пока династия держится, — заверяет Валентина Викторовна. — Сейчас на участке более 200 сортов. Каждый год список обновляется.
Таких увлеченных самоучек в Беларуси немало. Есть попытки более масштабного разведения культуры. В Пинском районе предприятие выращивает виноград на площади 70 га и из своего сырья производит качественный белорусский коньяк. Экспериментировали и с натуральными сухими винами. Однажды на выставке довелось их попробовать. Поверьте, не хуже многих импортных.
Развивать промышленное виноградарство в Беларуси особенно важно, и вот почему. Климат меняется. Эксперты считают, что лет через 30 винодельческие регионы Европы, Южной Африки, Австралии, Америки станут малопригодными для выращивания солнечной ягоды. Зона сместится. По расчетам ученых, в нее попадет Беларусь, что сделает условия еще более благоприятными. И тогда виноградарство может стать одним из перспективных и прибыльных направлений нашей экономики.
Справочно
Сегодня в коллекции Института плодоводства более 600 сортов винограда. Из них свыше 500 внесены в госреестр, то есть рекомендованы для культивирования в Беларуси. Примерно за сотней ведутся наблюдения.
Фото автора
Смотрите также: