Сухой — Туполев. Рассказываем об авиаконструкторах, которые конкурировали друг с другом даже после смерти

Эти знаменитые авиаконструкторы конкурировали друг с другом даже после смерти. О вечных соперниках Павле Сухом и Андрее Туполеве — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

АНТ-25

Первое столкновение

В марте 1953 г. авиаконструктор Павел Сухой в 6:30 вышел из своей московской квартиры. У подъезда ожидал черный «ЗИС-101». Из него вышли двое в штатском, но с офицерской выправкой, и предложили проехать с ними. Когда машина выкатила со двора, по направлению стало понятно, что путь лежит на Лубянку…

Павел Сухой

Анкета Сухого у советской власти и органов сомнений не вызывала: дед — крестьянин, отец — учитель. Место рождения: Витебская губерния, местечко Глубокое, 1895 г. В возрасте 5 лет переехал с родителями в Гомель, где папа получил должность директора гимназии.

Павел стал ее учеником, появились друзья. Однажды его компания увидела над головами аэроплан. Парень долго провожал восхищенным взглядом чудо, плывшее по небу. В те минуты понял, что хочет связать жизнь с небом. И желает не только уметь летать, но и строить самолеты.

Николай Жуковский

В 1915-м он поступил в Императорское московское техническое училище, где преподавал знаменитый на весь мир профессор Николай Жуковский, создатель аэродинамики как науки. Там Павел познакомился с Андреем Туполевым. Тот был старше на 7 лет. Сухой генерировал идеи в их совместных учебных проектах. Туполев доставал материалы. Первый конфликт возник, когда встал вопрос: кто из них полетит на сделанном в мастерской училища планере. А на занятиях в кружке воздухоплавания будущие конструкторы подрались из-за научного спора. Разнял их Жуковский. Помириться они не успели. С 2-го курса Павла забрали в армию. Шла Первая мировая война.

Какая встреча

Сухой воевал полтора года. Решил: если выживет, будет строить военные самолеты. На фронте заболел туберкулезом легких, перенес тиф, что дало осложнение на голосовые связки. С тех пор на протяжении всей жизни говорил очень тихо. В марте 1918-го по состоянию здоровья уволился с военной службы. Только в 1920-м вернулся в Московское техническое училище. Спустя 4 года на последнем курсе его вызвал директор и сообщил: в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) не хватает чертежников.

Придя туда, Сухой в первый же день встретил Туполева, с которым не виделся 9 лет. Андрей Николаевич по-братски обнял его, будто и не было драки, конфликта без поставленной точки. Павел был растроган. Он не знал, что в институте Туполев возглавлял отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства. Ему нужны идеи, идущие впереди времени. Поэтому радушие и помощь Андрея Туполева, помнившего о талантах молодого конструктора, нельзя назвать совсем уж бескорыстными. Бывшего однокашника называли шефом, он был полон энергии и в новом социалистическом государстве чувствовал себя как рыба в воде. Сухой, напротив, казался себе чужим среди нахрапистых, часто не умеющих грамотно писать, сторонников нового времени. Позже Павел вспомнит эту встречу, когда прочтет роман «Золотой теленок». Там Бендер в столовой говорит Балаганову: «Шура, за каждый съеденный витамин я потребую с вас массу мелких услуг».

И-4

2 февраля 1926-го отдел получил заказ на проект цельнометаллического истребителя. Павел работал над ним вместе с конструктором А. Путиловым. Сухой проявил креатив, спроектировав необычную раму, которая изготавливалась штамповкой. Так появился одноместный истребитель И-4 ,он же АНТ-5. Расшифровка аббревиатуры: Андрей Николаевич Туполев. После испытаний в 1927-м старший летчик-испытатель ЦАГИ Михаил Громов сказал: «Великолепная маневренность!» Самолет выпускался серийно и находился на вооружении до 1935 г.

Ждал ареста

Еще в конце 1931-го комиссией при Реввоенсовете СССР было принято решение о постройке самолета, способного установить предельный рекорд дальности полета. Прошло время, машина готова. По документам она проходила как АНТ-25. В ней удалось добиться оптимального соотношения аэродинамических характеристик и веса. Самолет снова проектировала бригада Павла Сухого, но руководителем проекта считался Туполев, которому достались лавры. Он не был бездарным, слыл вполне способным конструктором, но слишком крепко стоял на земле, не имея дара заглянуть за облака. Часто не решался отказаться от привычного и перейти к неизведанному, как это делал Сухой, предвосхищая открытия. В течение трех лет на АНТ-25 совершено несколько рекордных полетов. Самые известные — в июне и июле 1937-го. Тогда экипажи Чкалова и Громова впервые в истории авиации совершили беспересадочные полеты через Северный полюс от Москвы до Ванкувера и Калифорнии. Вся страна ликовала, носила летчиков на руках, а Сухой оставался в безвестности. Фактического конструктора АНТ-25 даже не было на банкете в Кремле в честь перелета Чкалова.

Андрей Туполев

Спустя три месяца после кремлевских пиршеств, 21 октября 1937-го, Андрея Туполева арестовали по обвинению во вредительстве и в участии в контрреволюционной организации. Арестовали многих ведущих специалистов ЦАГИ. Павел Осипович тоже ждал ареста. Как выяснилось позднее, Туполев не подписал навязываемый ему протокол со списком контрреволюционеров, где было имя Сухого, которого вызвали на Лубянку. Тихим, но уверенным голосом он выразил непонимание, особенно по пункту «А. Н. Туполев с 1924 года являлся агентом французской разведки». Как раз с этого года Сухой работал с ним и мог вспомнить каждый день, проведенный в КБ. Конструктор письменно поручился за шефа, хоть и знал, чем это чревато. По свидетельству главного маршала авиации А. Е. Голованова, спасло Павла Осиповича только то, что Сталин в присутствии главы НКВД Н. Ежова сказал, будто не верит в виновность Туполева. Выглядело всё так, что Сухой говорил, как и Сталин. Возможно, поэтому его не тронули. Но Андрея Николаевича приговорили к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Вождю было всё равно, где чертят конструкторы, за решеткой или на воле.

Жесткий ответ

Павел Сухой никогда не нравился партийным чиновникам и не имел самого главного — партбилета. Но дело свое знал. Когда ряды инженеров КБ Туполева поредели, он продолжил проектирование следующего детища бюро, двухмоторного самолета АНТ-37бис («Родина»). Обратите внимание: в те дни носитель инициалов А.Н.Т. год как в тюрьме! В 1938-м летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова 24 и 25 сентября на этой машине совершили беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета. Девушек удостоили звания Героя Советского Союза.

В том же году в группу Сухого, которая стала работать как отдельное конструкторское бюро, пришла разнарядка сверху: создать простой в производстве многофункциональный боевой самолет. В разработке конкурировали все КБ и конструкторы, оставшиеся на свободе. Трудился и Туполев — в заключении, в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). Группа Сухого оказалась активнее других, летательный аппарат приняли и назвали ББ-1 (кодовое название «Иванов»), затем переименовали в Су-2. Впервые разработанную машину назвали по фамилии Павла Осиповича. С 1940-го самолет начали выпускать серийно. Первые полгода войны Су-2 вместе с истребителями Яковлева, штурмовиками Илюшина трудился на передовой. С самого начала конструктор понимал: самолет несовершенен, переделывал его несколько раз, менял двигатель, бронировал кабину. Но летчики полюбили эту машину и ласково называли ее Сушкой. Очень часто СУ-2 возвращались из боя с отсеченными фрагментами, но техники их легко восстанавливали, и через несколько дней машины снова шли в бой.

СУ-2

В июле 1941-го Туполева освободили от дальнейшего отбытия наказания. Два конструктора встретились в Куйбышеве. Андрей Николаевич предложил Павлу Осиповичу вместе с его бригадой перейти в воссозданное им КБ. Напомнил, что не раз прикрывал его, когда тот по молодости допускал конструкторские ошибки. Однако услышал тихий и жесткий ответ: «Я уже вырос из старых штанишек и сам хочу отвечать за свои ошибки». Казалось, история своеобразного сотрудничества закончена, они расстались друзьями, были поводы для взаимной благодарности. Но эта встреча не стала финалом непростых отношений.

В 1943-м Сухой создал бронированный штурмовик Су-6, за который получил Сталинскую премию. Его хотели представить к званию генерала авиации, но он отказался. Считал: у генерала должны быть командный голос и военная выправка. А он не чувствовал себя военным.

Удар в спину

После войны начинания Сухого связаны с самолетами на реактивной тяге. Этой темой тогда занялись многие конструкторы, включая Туполева. Коллеги вновь стояли на пути друг у друга.

К 1949-му государство финансировало только одну разработку в КБ Сухого. Первый в стране перехватчик Су-15 «п» — реактивный самолет со стреловидным крылом. Был создан один опытный экземпляр, который имел стартовые пороховые ускорители, тормозной парашют, кресло-катапульту пилота.

СУ-15 (1949 год)

3 июня во время одного из испытательных полетов Су-15 «п» потерпел катастрофу в районе населенного пункта Бронницы. Летчик остался жив, машину спасти не удалось. Сразу зазвучали голоса коллег-соперников: страна и народ изо всех сил пытаются поднять экономику, а Сухой создает игрушки неизвестного назначения. Не все понимали зачем стране самолет-перехватчик, когда есть ПВО. Постановлением Совмина СССР КБ Сухого закрыли. К названию Су-15 конструктор вернется спустя 13 лет. А тогда в 1949-м сведущие понимали: это просто результат борьбы за финансирование проектов. И действительно, весь бюджет КБ Сухого после закрытия достался КБ Туполева. Идти Павлу Осиповичу было некуда, кроме как в бюро бывшего шефа. Тот встретил его злой шуткой: «Прежние штанишки иногда как найдешь». Сухой не ответил, просил направить подальше от Москвы. Так он оказался в Иркутске, там курировал серийный выпуск готового самолета Ту-14, а вечерами дома анализировал зарубежные разработки в научных журналах. Был уверен, что передовые знания ему пригодятся, и оказался прав.

Берия и другие

В марте 1953-го Павла Сухого привезли на Лубянку, но, как оказалось, это не арест. Кроме Лаврентия Берии в кабинете присутствовал начальник бюро № 1 МГБ СССР Павел Судоплатов. Конструктор узнал: по данным разведки, американский инженер Келли Джонсон проектирует самолет-разведчик для полетов на высоте 21 км, что сделает его недосягаемым для советских средств ПВО. Компетентные органы знали о работе Сухого над перехватчиками в конце 1940-х. Ему поручили спроектировать самолет, способный пресечь полет как бомбардировщика с атомным оружием на борту, так и самолета-разведчика, впоследствии известного как Lockheed U-2. А еще через месяц конструктору предложили восстановить собственное КБ, выбрать место для производственной базы, самостоятельно набрать людей.

СУ-15 (1962 год)

7 сентября 1955-го на взлетную полосу в подмосковном Жуковском выкатили самолет-перехватчик С-1. Существуют кинохроника испытаний, воспоминания о них летчика Андрея Кочеткова, но из списка работ КБ она исчезла. Далее был Су-9 — первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата. Су-7 и спроектированный на его базе Су-7Б — первые истребители с треугольным крылом. Настоящей победой стал проект, в котором конструктор вернулся к названию Су-15. Один из лучших в мире самолетов такого класса испытали весной 1962-го. Кстати, в 1983-м именно Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, к сожалению, сбил южнокорейский пассажирский самолет «Боинг 747». Конструктор, вышедший из тени, — так называли Сухого на Западе.

СУ-7Б

И после смерти

Гонка вооружений набирала обороты. В США совершенствовались атомные авианосцы. В середине 1960-х Сухого вызвали к председателю Госкомитета по авиационной технике при Совмине СССР Петру Дементьеву. В кабинете сидели коллеги Туполев и Яковлев. Стране нужен новый ударно-разведывательный бомбардировщик для уничтожения авианосных групп противника и ведения стратегической разведки. Бюро Сухого никогда не занималось проектированием бомбардировщиков, но Павел Осипович решил испытать себя. Через полгода подводились итоги конкурса. Первым чертежи представлял Туполев. Самолет не соответствовал требованиям ВВС: слишком тяжелый, недостаточно скоростной. Бомбардировщик Яковлева понравился больше. Но после представления проекта Павлом Сухим комиссия приняла решение в его пользу. Однако спустя несколько дней после заседания в КБ Сухого приехал Дементьев и попросил отказаться от победы в конкурсе, обосновывая это тем, что проектированием тяжелых самолетов всегда занимался Туполев. Далее Дементьев в резкой форме приказал передать ему все наработки Сухого по проекту. Тот ответил категорически: «От темы не откажусь». В тот вечер позвонил Туполев с тем же предложением. Но конструкторы не смогли договориться. Павел Осипович был уверен: сделает, что намерен. И сделал. Новый бомбардировщик имел название Т-4, но в кулуарах его называли соткой. Он весил 100 т. Крейсерская скорость — 3 200 км/ч. Это делало самолет неуязвимым для противовоздушной обороны США. Одних только изобретений в процессе работы над ним зарегистрировано более 600. Первый лётный экземпляр был готов к испытаниям весной 1972-го. Но полет состоялся только 22 августа. И прошел удачно. Министерство обороны заказало 250 машин. В декабре того же года скончался конструктор и одаренный организатор Андрей Туполев. Казалось бы, противостоять проекту некому. Но вскоре заказ Минобороны был отменен. Чертовщина! Не мог же Андрей Николаевич препятствовать Сухому с того света! Говаривали, министра обороны Гречко убедил ставший к тому времени министром авиапромышленности Петр Дементьев. Но дело даже не в нем. Все коллеги знали: КБ Андрея Туполева после смерти возглавил его сын Алексей, который знал все заложенные методы работы, направления деятельности и цели. До самой смерти в сентябре 1975-го Сухой не выяснил истинной причины заморозки проекта Т-4. И только через четыре месяца после его похорон из приказа Министерства авиационной промышленности от 28 января 1976-го № 38 стало известно, что «в целях сосредоточения сил и средств на создание самолета Ту-160 как основного стратегического многоцелевого самолета решено принять предложения Министерства обороны о прекращении работ по созданию самолета Т-4».

Т-4

Конструкторское бюро решили назвать в честь Павла Сухого. Сегодня оно лидирует в области проектирования самолетов. Имя конструктора носит Гомельский технический университет.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ