Своевременно пройденный техосмотр – лучший способ уберечь автомобиль от возгорания

Недавно около станции метро «Фрунзенская» в Минске случился пожар.

Горел Ford. Пламя быстро охватило машину целиком. Опалило также стоящие рядом автомобили. Чуть позже в Барановичах сгорел грузовик. Вообще автопожары регулярно попадают в новостные ленты. Корреспондент «Рэспублікі» отправилась в лабораторию, где исследуют сгоревшие автомобили, и выяснила, почему же они горят.

При производстве автомобилей используют отделочные материалы повышенной горючести, что лишь усугубляет дело.
ФОТО ГКСЭ

— Пожары в движении чаще всего возникают из-за трения движущихся частей двигателя и ходовой системы, — встречает меня начальник отдела исследования механизма горения ГКСЭ Ростислав Курсевич. — Например, заклинивает колодки или трется покрышка колеса. Последнее больше характерно для грузовиков. Если пневматическая подвеска вышла из строя, то на плохой дороге колесо может тереться о кузов, разогревая его элементы докрасна.

Со спущенными колесами та же история. Особенно если автомобиль перегружен. Боковой корд сжимается и разжимается с большой амплитудой, разогревая проблемный участок. Если повезет, отделаетесь лопнувшим колесом. Если нет, колесо может загореться. Поэтому следите за давлением в шинах.

Стоя у полностью выгоревшей Audi, эксперт называет еще одну распространенную причину автопожаров. Это разгерметизация топливной системы или других содержащих пожароопасные жидкости систем. Своими глазами вижу, к чему приводит попадание этих самых жидкостей на разогретые элементы автомобиля. Причем такие пожары чаще происходят во время движения.

При производстве автомобилей используют отделочные материалы повышенной горючести. Это резина, пластмасса, обивочные ткани. Вкупе с достаточно мощной системой электроснабжения, разветвленной электрической сетью, наличием развитых топливных магистралей и нагревом систем двигателя это может привести к чрезмерному нагреву деталей и впоследствии к пожару. Температура катализатора в той же выхлопной системе может достигать 700 градусов. Этого достаточно для воспламенения практически всех горючих материалов при непосредственном контакте с ним.

К слову, о выхлопной системе. На заводе-изготовителе ее располагают на таком расстоянии, на котором возгорание двигателя при его нормальной работе невозможно. Проблемы начинаются, когда народные умельцы переделывают выхлопную систему.

— Приварили китайский глушитель на расстоянии три сантиметра от днища вместо положенных десяти сантиметров. А здесь сняли алюминиевый отражатель, который защищал от высокой температуры… — Ростислав Курсевич листает фотографии сгоревших автомобилей. — В обоих случаях днище автомобиля разогревалось до предела и воспламенялось. Кстати, наличие антикоррозийной обработки кузова лишь усугубит дело.

Наши водители любят возить в подкапотном пространстве тряпки, чтобы «масло посмотреть» или «что-то протереть». Это тоже не раз приводило к автопожару: в процессе движения тряпки соприкасались с горячими элементами двигателя и загорались.

Электрооборудование — тема отдельная. В автомобилях, выпускавшихся в конце 1990-х, из не защищенных предохранителем цепей был только стартер. В современных же моделях все оборудование выключается с блока управления. Он постоянно находится под напряжением. Даже когда автомобиль стоит на парковке без ключа в замке зажигания. Случись в электронном блоке управления неисправность — может произойти возгорание.

Особенно начеку нужно быть любителям дооснастить свой автомобиль элементами, которые не предусмотрены штатной конструкцией. Речь идет о подогреве сидений, противотуманных фарах, сабвуферах, элементах парктроника или светодиодных «шашечках» на такси. Причем люди не заморачиваются с подключением всего этого через аппараты защиты. Подключают напрямую к аккумулятору. В результате электрическая система перенапряжена. Ее долгая работа в аварийном режиме рано или поздно приводит к возгоранию.

Производимые в Европейском союзе автомобили оснащены тихой сигнализацией. Зачастую она не имеет обратной связи. Нашим водителям такая не по душе. Поэтому сразу после покупки транспорта они отгоняют его на СТО для переделки. Обладателям битых машин тем более нужно держать ухо востро. В конструкцию и электрическую сеть их автомобилей, однозначно, вносились изменения.

— Места подключения являются потенциально опасными, — рассматривает одну из основных технических причин возникновения автопожаров Ростислав Курсевич. — Со временем контакты могут расшатываться. В этих местах возникают большие переходные сопротивления и, как следствие, нагрев. Проконтролируйте, чтобы все контакты вам хорошо обжали и пропаяли.

В процессе эксплуатации соединения в электрических сетях изнашиваются. К тому же за зиму на них оседают реагенты, которыми посыпают дороги. Электрический ток начинает протекать, и по реагентам в том числе. Весной, когда автомобиль просыхает, образуется круг неполного короткого замыкания.  Чтобы защитить машину от автопожара, весной ее нужно отогнать на комплексную диагностику. Специалисты прозвонят сети, проверят предохранители и заменят контакты.

— Предположим, автомобиль загорелся на ходу. Есть ли шанс его спасти? — интересуюсь.

— Автомобиль полностью выгорает минут за 5—10. Если произошла разгерметизация топливной системы, то огонь распространится моментально. А вот взрыв, как в кино, маловероятен. Даже если у вас полный бак. В жизни автомобили по-другому горят. Но медлить нельзя. Сразу, как только почувствуете запах тлеющей проводки или увидите дым, остановитесь и снимите клеммы с аккумулятора. Распылите огнетушитель непосредственно на очаг возгорания, — напоследок посоветовал Ростислав Курсевич. — Капот открывайте, стоя сбоку, чтобы не обжечься вспышкой пламени.

ТОП-3 О МИНСКЕ