Своя рубашка ближе

Любовь Егоренкова
Автор материала:
Любовь
Егоренкова

Почему белорусские товары не всегда пользуются спросом?

Зашла в а аптеку купить лекарство. Провизор предложила несколько импортных и довольно дорогих.

— А наши?

— Тоже есть. Но вы же понимаете, какие лучше… — многозначительно говорит аптечный работник.

Такое отношение к своему, родному вызывает у меня, мягко говоря, большое недоумение. Может, до сих пор срабатывает стереотип, сложившийся у населения со времен СССР, что наше – всегда хуже, а импортное – лучше? Помнится, женщины отстаивали огромные очереди в магазинах, когда «выбрасывали» в продажу заграничные сапожки, платья или косметику. Наши-то действительно были так себе – ниже среднего. Но ведь с тех пор изменились и технологии, и оборудование. Тщательно отбирается сырье. И белорусские товары в большинстве своем ни в чем не уступают зарубежным. Я, к примеру, всегда покупаю отечественную косметику. По составу она безопаснее и качественнее чужеземной. Попробовала стиральные порошки белорусского производства и тоже теперь только ими и пользуюсь. А чем плоха наша бытовая техника? Еще в советские времена купили с мужем холодильник «Минск-5». Служил более 30 лет. Когда приобрели другой, побольше размерами, старый отдали знакомым на дачу. И он продолжает им служить до сих пор. Почему же своей продукции доверяют не все? Побывала в секции одежды двух магазинов и вот что услышала:

— Зашла посмотреть, но ничего не купила. Моя мама шьет лучше.

— Еще не на таком уровне наша одежда, чтобы и сидела хорошо, и комфортной была…

— Подбирал-подбирал костюм, четыре примерил. Если пиджак сидит, то брюки большие. Взял на размер меньше – наоборот, брюки впору, а в пиджак не влез.

— Платья сшиты не очень аккуратно, кое-где нитки торчат. А цены сильно завышены.

— А я покупаю юбки отечественного пошива. Мне они подходят.

— По качеству одежда, может, и хорошая, но по дизайну отстает.

— Наших товаров достойных много, но они неизвестны покупателям, рекламы недостаточно.

Действительно, продукт надо уметь не только хорошо изготовить, но и сделать заметным на рынке. Для этого требуются яркий узнаваемый бренд, фирменные магазины, много рекламы, сотрудничество с торговыми организациями и профессиональными дизайнерами. Неизменно привлекают потребителей разнообразные акции и скидки. Однако до уровня «черных пятниц», которые проходят в США, наша торговля еще не дошла. Как было озвучено по телеканалам, за одну только такую «пятницу» американцы потратили на покупки около 10 млрд долларов и раскупили то, что в обычные дни залеживалось на прилавках. В некоторых магазинах европейских стран качественный товар со скидкой от 70 до 90 % можно купить и в обычные дни. У нас пока так не получается.

Причиной этому — свои сложности. Оказывается, как объяснили на одном из столичных предприятий, когда выпускается новая коллекция одежды, то в первый сезон из нее удается продать примерно 60 %. Во второй — 20–25 %. Прибыль же начинает поступать после продажи 70–75 % товаров. Вот тогда оставшуюся часть можно продавать со скидками. Но опять же не более чем на 40 %.

При этом в столице стараются как можно лучше защитить отечественный потребительский рынок. Белорусских производителей ожидает ряд преференций. Тем более удивляет то, что некоторые наши товары почему-то продаются дороже импортных. Взять те же яблоки. Ближе к весне они с прилавков начинают исчезать. А там, где есть, дешевизной не отличаются. Зашла в один из магазинов. Яблоки сплошь польские, голландские и другие заморские.

— А где же наши? — спрашиваю продавца.

— Да вон там – зеленый горошек, видите?

Действительно, мелочь. И уже вялые, с морщинками на кожуре. А стоят около 20 тыс. рублей за кило — почти вдвое дороже красивых и товарных польских. В других магазинах – то же самое. Дороже испанских и «родные» помидоры. Как же такое объяснить? Вызывает недоумение даже качество товара первой необходимости — спичек. Из тех, которые производятся в Пинске, пригодными бывают 1–2 штуки из десятка. Остальные тут же гаснут или вообще не загораются. Перешла на борисовские. Горят, но коробочка очень быстро иссякает, так как наполнена всего процентов на 60.

Чтобы белорусский товар прочно завоевал отечественного покупателя, он должен быть качественным и недорогим. И стараться нашим производителям следует прежде всего для своего, родного потребителя. Тогда и он предпочтет отечественную одежду, обувь, бытовую технику, лекарства и продукты импортным. Зачем нам какое-то заморское?

Самое читаемое