Священник — об обычае окунаться на Крещение в прорубь

Крещение Господне, или Богоявление, отмечают православные 19 января. На вопросы читателей агентства «Минск-Новости» по поводу праздника и крещенской воды отвечает клирик Богоявленского прихода иерей Владислав Богомольников.

— Говорят, на Крещение небо отверсто и всё, о чем просим Господа в молитве, исполняется.

— Звучит как что-то навеянное романтической литературой или фольклором. Но по крайней мере позитивно, сегодня это само по себе многого стоит. В церковной среде нет таких представлений, насколько мне известно. Зато есть хороший принцип заканчивать молитву словами: «Но не моя, а Твоя воля да будет».

— Почему в праздник Богоявления освящают воду дважды — накануне, в сочельник (навечерие), и в день торжества? Многие до сих пор считают: мол, одна вода крещенская, другая — богоявленская…

— Чин освящения воды в сочельник и в сам день праздника абсолютно одинаков. В древности воду освящали только один раз, но в Иерусалимской Церкви это делали в праздничную ночь, а в Константинопольской и Антиохийской — в навечерие. С XI века на Востоке начинают объединять две эти традиции. В XIV веке, когда на Русь приходит Иерусалимский устав, у нас тоже закрепляется обычай освящать воду на Богоявление дважды.

— Есть ли смысл пить крещенскую воду человеку другой веры или вовсе неверующему? Или окунаться в прорубь? Это сейчас очень популярно.

— Первое, конечно, не в обычае. Но смысл определяет сам человек, когда ставит перед собой какую-то цель. Сколько историй есть о том, как люди исцелялись, понимая, что прикасаются к святыне. У освященной воды нет гарантированного эффекта. Смысл, который вкладывают в использование такой воды христиане, понятен только изнутри религиозного мировосприятия, а это отдельная сложная тема. Если воду берет неверующий, то делает это или в надежде на чудо, или же в попытке доказать, что чуда не будет. В том и другом случае подразумевается шаблон «ты — мне, я — тебе», что далеко от христианского понимания освящения материи.

Вопреки распространенному мнению, крещенскую воду можно пить не только натощак, но и в любое время при болезни или других сложных жизненных обстоятельствах.

Обычай окунаться в прорубь сам по себе не церковный. Скорее старинный способ показать свою удаль. Конечно, нет запрета для сознательного христианина на купание зимой, если здоровье позволяет. Но не стоит принуждать к этому детей, а для болезненных людей крещенская купель может быть опасна.

Крещенская купель традиционно открывается возле храмового комплекса
в честь Всех Святых на улице Всехсвятской

— Считают, что в праздник даже в водопроводе течет святая вода. Если так, то можно ли, скажем, стирать белье или лучше несколько дней повременить?

— Это распространенная мысль из разряда «чем благочестивее, тем правильнее». С такими представлениями как-то и спорить не принято, мало кто решается. А идея, похоже, родилась из наивного осмысления стихиры «Днесь вод освящается естество». Эта стихира — праздничное песнопение, ее написал святитель Софроний Иерусалимский в VII веке. В переводе на русский она звучит так: «Сегодня освящается природа воды, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым». Речь о том, что Господь раз и навсегда освятил стихию воды, очистил ее для использования в сакральных целях. То есть это событие уже свершилось две тысячи лет назад, оно не воспроизводится ежегодно.

Получается, воду христиане в этот день берут именно в храме, потому что там совершают чин освящения, но идут они туда не ради самой воды. А на использовании водопроводной воды время праздника никак не сказывается.

— Доводилось слышать, что крещенская вода не только лечит от болезней, но и избавляет от грехов.

— Еще в глубокой древности употребляли в целях врачевания освященную воду, а ее связь с оставлением грехов навеяна, судя по всему, крещальными молитвами. И все же представление о том, что сама вода исцеляет и дарует прощение, — расхожее мнение в среде, скорее, нецерковной. Для христианина вода не является причиной исцеления. Но и исцеление, и избавление от грехов, и желание освятить воду — всё это следствия церковной жизни, усилий, направленных на изменение себя и мира в обращении к Богу.

Недостаточно окунуться в иордань — освященную прорубь — или облиться, чтобы считать себя крещеным. Такое погружение вовсе не очищает от грехов. То и другое возможно только в церковных таинствах крещения и покаяния.

 Христианин стремится освящать всё вокруг себя, но не ищет от святынь гарантированной помощи.

Кстати

Любители погружений в зимнюю воду могут выбрать удобный для себя адрес.

С собой рекомендуется взять термос с горячим чаем, теплый халат с капюшоном, шлепанцы или тапочки, туристический коврик, полотенце. Также стоит помнить, что окунаться нужно очень осторожно, чтобы контраст температур не спровоцировал спазм сосудов. Опускаться в воду следует всего на несколько секунд, а затем выйти из воды, быстро растереться полотенцем и надеть сухую одежду. Перед погружением нельзя употреблять спиртные напитки.

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

ТОП-3 О МИНСКЕ