Священник: «Пост как строительные леса: сами по себе не нужны, но здания без них не построить»

С 28 ноября по 6 января верующие соблюдают Рождественский пост. Об истории поста, его правилах и возможных отступлениях от них корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат богословия священник Владислав Богомольников, клирик Богоявленского прихода, преподаватель Минской духовной академии.

— Говорят, пост — не самоцель, а средство. Средство для чего? У апостола Павла есть слова о том, что пища не приближает и не удаляет нас от Бога…

— Эти слова относятся к идоложертвенной пище. Ранние христиане опасались есть мясо, если не знали, откуда оно, так как оно иногда оставалось после языческих жертвоприношений. Апостол Павел успокаивает их: пища не удаляет от Бога, а идол в мире — ничто. Но в каком-то смысле и о посте можно сказать так же. И даже так, как преподобный Иоанн Дамаскин: если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы. То есть ограничения в еде — не сущность поста, а его внешняя сторона. Гораздо важнее умение контролировать свои склонности и потребности. Хоть и говорят: «Нет любви более искренней, чем любовь к еде», но всякий достойный человек вырабатывает иерархию ценностей, в которой выше такой любви ставятся справедливость и милосердие. Кодекс чести христианина вроде бы предполагает, что ради убеждений он жертвует всем, но это слова, и необходимы способы испытать свою решимость на практике. В итоге пост можно сравнить со строительными лесами, которые не нужны сами по себе, но здания без них не построить.

— Раньше, когда была моложе, старалась поститься по строгим правилам и было нетрудно. Теперь не могу, здоровье уже не то. А если ем необходимые продукты, мучает совесть. Как поступать?

— Правила поста не одни и те же для разных ситуаций. В частности, он послабляется для пожилых и больных людей. Меру поста важно согласовывать с медицинскими показаниями.

— Обязательно ли брать благословение у священника на какие-то изменения в посте или человек вправе сам решать?

— На этот вопрос как ни ответь, получится неудачно, ведь многие церковные правила не работают в отрыве от ситуации. Часть людей, симпатизирующих Церкви, еще не пережили сознательного обращения, и требовать от них соблюдения постов означает просто оттолкнуть. В то же время сложно представить устоявшегося во взглядах христианина, который не видит смысла в воздержании. Сейчас в приходах есть и те, и другие, и воспримут они ответ по-разному. Потому стоит обсудить подобное решение со священником и хорошо бы найти такого, который уделит этому время.

Интересно попробовать разобраться, от кого исходит требование поста. Сегодня принято считать, что пост объявляет Церковь. Однако изначально желание поститься было свободным, поскольку христиане усматривали в этом пользу, а не обязанность. На каком-то этапе появляется традиция, но в ней Церковь не заставляет поститься своих членов, а просто упорядочивает сложившийся повсеместно обычай.

Давайте кратко посмотрим на его историю. Христос и апостолы не постились с момента выхода Спасителя на проповедь. В I-III веках посты были короткими, необщецерковными и предполагали воздержание от пищи в течение светлой половины суток, а понятия постных продуктов не существовало. Деньги, сэкономленные на питании, отдавали бедным. Первая церковная регламентация постов относится к середине IV века, тогда же утвердилось разделение пищи на постную и непостную. Современный вид посты приобрели только к XI веку, до этого многодневные посты, кроме Великого, длились всего неделю. Как видите, изменения были значительными.

Поэтому каждый сам определяет себе меру поста. Православным свойственно опираться в этом на традицию. Но человек склонен к крайностям, а попытка самостоятельно изменить уклад церковной жизни ведет к неуверенности, и тогда мы чувствуем, что мучает совесть.

— Новый год, родные зовут в ресторан, хочется отпраздновать вместе с ними. Уместно ли это?

— Многие считают это нормальным, ведь блюда каждый себе выбирает сам. Особое дело — праздники, которые случаются в течение поста, например дни рождения нецерковных знакомых. Еще у древних монахов было принято есть все, что предлагают в гостях, не рассуждая, а отказываться, ссылаясь на пост, считалось неправильным. Некоторые просто продлевали потом себе пост на день.

— Католики называют Рождественский пост периодом «радаснага чакання» Рождения Спасителя. А в православии, мне кажется, основной упор делается на аскетической стороне… И все-таки хочется радости.

— Вполне понятно, что ослабление поста скорее обрадует современного человека. Но если мотивация воздержания осознается как личная, то его увеличение не кажется грустным, а сокращение — радостным. А еще важно, с чем сравнивать. У православных, например, сегодня 4 многодневных поста, но в древних традициях Востока их больше. У коптов — 7, у армян — 11. В других религиях еще сложнее. Более половины индуистов (около 500 миллионов) и часть буддистов всю жизнь не употребляют мяса, рыбы и яиц. Для них пост — это отказ от злаков, бобовых, лука и чеснока.

— Начинается сумасшедший период — акции, скидки, подарки, елки. Очень много суеты. Как не забыть о Христе?

— Стоит вспомнить, что значит просто думать о важном. Сперва взять один свой день и вспомнить, о чем мы думали. И если результаты будут неутешительными, то появится стимул что-то менять. Завести привычку прогуливаться хоть недолго, обдумывать будущее, анализировать прошлое.

А помнить о Христе еще проще, ведь это значит не забывать других людей. Как было сказано Христом: всё, что делаете для братьев Моих меньших, вы делаете для Меня.

 

Самое читаемое