Сыграла в кино свыше 50 ролей. Чем запомнилась заслуженная артистка БССР Любовь Румянцева

Прекрасная актриса, обаятельная женщина, цельный и надежный человек… Ушла из жизни заслуженная артистка БССР Любовь Румянцева. Интересные факты из биографии артистки — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В «Колыбельной» со Светличной и Лепко

Она сыграла в кино свыше 50 ролей — и главных, и заметных, и эпизодических. И в каждой была по-своему яркой, узнаваемой и достоверной. Много лет, практически со дня основания, Л. Румянцева выходила на сцену Театра-студии киноактера в Минске и по праву считалась одной из его ведущих актрис. Но для большинства поклонников, так уж сложилось, оставалась и теперь уже навсегда останется юной итальянкой Джулией из «Альпийской баллады», коротко стриженной очаровательной брюнеткой в лагерной робе и с родинкой на щеке…

Первый фильм с ее участием появился на экранах Союза на несколько лет раньше, не остался незамеченным и был тепло принят и зрителями, и критикой. В 1959 году ставший впоследствии известным советским режиссером, а позднее переехавший в Израиль выпускник ВГИКа Михаил Калик снял на киностудии «Молдова-фильм» черно-белую картину «Колыбельная», одну из главных ролей в которой доверил 16-летней молдавской школьнице Любочке Черновол.

Я училась в 8-м классе в Кишиневе, занималась спортом, была чемпионкой республики по настольному теннису среди юниоров и попала в кино, как водится, случайно, — рассказывала потом Л. Румянцева.  Однажды на улице ко мне подошли с вопросом, не хочу ли сниматься. И предложили роль девочки-подростка, ценой собственной жизни спасавшей новорожденных от фашистов, в фильме «Колыбельная».

Дочь архивиста по имени

Аурика в исполнении начинающей артистки выглядела и трогательной, и сильной, и очень обаятельной, Люба не тушевалась перед камерой и ни в чем не уступала партнерам. А ведь компанию на площадке ей составляли уже маститые Екатерина Савинова, Ада Войцик, Владимир Заманский, будущие звезды советского кино Светлана Светличная и «Кабачка «13 стульев» Виктория Лепко, а также ставший впоследствии известным белорусским режиссером Виталий Четвериков.

Немудрено, что после окончания школы девушка поехала в Москву и поступила в ГИТИС. Причем училась еще на 4-м курсе, когда ее пригласил в свой театр на Малой Бронной знаменитый режиссер Андрей Гончаров. Мэтр был поначалу категорически против съемок Румянцевой в «Альпийской балладе», тем более на «Беларусьфильме».

 С Любшиным в Теберде

Вот что рассказывал директор картины Гарольд Вольский:

— Борис Степанов к этому времени уже считался маститым режиссером, сняв тот же «Восточный коридор» и другие известные фильмы. На роль Джулии пробовались несколько хороших актрис, а негласно консультировавший нас знаменитый итальянский кинорежиссер Джузеппе Де Сантис настоятельно советовал взять на роль свою молоденькую, но уже набиравшую известность соотечественницу.

Однако восходящая звездочка рассчитывала на огромный гонорар в валюте, и вопрос отпал сам собой. Наша Любаша оказалась намного скромнее и сыграла, по-моему, замечательно. Плотненькая и симпатичная темноглазая шатенка приехала в Москву из Молдавии и служила к тому времени в театре на Малой Бронной, главный режиссер которого Андрей Гончаров, впоследствии народный артист СССР и Герой Соцтруда, слыл человеком крутого нрава. На мои уговоры отпустить актрису на съемки на «Беларусьфильме» он поначалу отреагировал сочной тирадой, послав по матушке. Однако не на того напал.

Я ответил не менее жестко, поставив его на место. Мастер сразу остыл, и мы быстро договорились. Румянцева же после «Альпийской баллады» сама стала знаменитостью, а позже при моем участии переехала в Минск.

Ей по нашему настоянию пришлось худеть, и Люба целенаправленно занималась физическими упражнениями. Многие сцены мы снимали в горах, в Теберде (Карачаево-Черкесия). Чтобы Румянцева легче вживалась в образ темпераментной итальянки, наняли переводчика из Алма-Аты, с детства жившего на Апеннинах, а после переехавшего в Советский Союз.

К слову, ее партнер по фильму, уже избалованный вниманием Станислав Любшин, настаивал на проведении совместных «ночных репетиций», якобы для лучшего взаимопонимания. Люба возмутилась, мы пригрозили Славе заменить его на другого актера, и он стушевался. Оставшись в Белоруссии, Румянцева вышла замуж за Виталия Николаева, второго оператора на «Альпийской балладе». Талантливый парень стал известным позже, но ушел из жизни, к сожалению, очень рано, в 46 лет.

А сама Любовь Григорьевна так вспоминала о судьбоносном для нее фильме:

Я родилась в 1943 году в Пятигорске, мои родители поженились во время Великой Отечественной войны. Поэтому после прочтения сценария у меня было четкое представление о том, что мы собираемся снимать. Любовь как внутренняя сущность человека могла возникнуть и при таких необычных обстоятельствах. Желание работать было огромным. Только представьте, как мне повезло: не успела окончить институт, и тут такая роль.

Блистательная Филумена

В 1966 году Л. Румянцева переехала в Минск и была принята в штат «Беларусьфильма». В 1977-м стала актрисой Русского академического драматического театра имени М. Горького, в 1981-м начала работать в Театре-студии киноактера, подразделении «Беларусьфильма». В ее фильмографии немало картин, вошедших в историю советского кинематографа: «Аннычка», «Батька», «Мировой парень», «Дорога на Рюбецаль», «Вчера, сегодня и всегда», «Венок сонетов», «Воскресная ночь» и многие другие. Запоминающиеся образы создала Любовь Григорьевна в последние годы и в художественных фильмах, и в телесериалах «Зал ожидания», «Каменская-2», «Закон», «Воскресенье в женской бане», «Падающая звезда», «Мы едем в Америку», «Око за око» и других.

В Театре-студии киноактера Румянцева перевоплощалась в Гертруду в «Гамлете», Веру в «Утиной охоте», Сваху в «Женитьбе Бальзаминова», мадам Менар в «Похищении Елены», миссис Хиггинс в «Пигмалионе», Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках», Филумену Мартурано в одноименной комедии Эдуардо де Филиппо… Ее появления на сцене с нетерпением ждали зрители, в каждом образе она умела найти изюминку, придать ему неповторимые черты.

Художественный руководитель Театра-студии киноактера Александр Ефремов скорбит вместе с коллегами:

— Любовь Григорьевна была прекрасной актрисой, надежным и крепким товарищем. Играла не очень много ролей, но каждая становилась явлением. У нас с ней был один особенно любимый большой спектакль — «Филумена Мартурано», где Румянцева блистательно исполняла главную роль. И в этом персонаже она сумела рассказать о самой себе, женщине цельной, достаточно жесткой в жизни, способной добиться того, к чему стремится.

А она добилась многого. Снялась в картине, которая останется в памяти зрителей на долгие годы. Беззаветно любила театр, а театр любил и до сих пор любит ее и ценит. Мы будем помнить Любовь Григорьевну.

В последнее время она не выходила на сцену, болела, у нее было плохо с ногами. Отдав свою квартиру сыну, жила в общежитии киностудии «Беларусьфильм», где много наших людей, общение с которыми, думаю, помогало ей. Мы всегда приглашали ее в театр, Любовь Григорьевна была нашим, своим человеком и знала это, всегда приходила с удовольствием. Светлая память…

Фото из архивов Гарольда Вольского и Театра-студии киноактера

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ