Тадеуш Кондрусевич: Нравственный порядок – это и есть залог счастья каждого человека и всего общества

Накануне Великой Пасхи корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с Митрополитом Минско-Могилевским архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. В послужном списке Владыки сотня отвоеванных храмов, а также скоростной шлифовальный станок, разжалование в рядовые и даже пара-тройка «убитых» велосипедов.

Сноровка, закалка, тренировка

Однажды Папу Римского Иоанна Павла II, заядлого горнолыжника, спросили, не стыдно ли Папе кататься лыжах. Ответил: «Папе стыдно плохо кататься».

Велосипед главы белорусских католиков тоже вошел в легенду.

– Какой? Первый, второй или третий? – смеется митрополит. – На первом удалось проехать 1.800 км. Сломался. На втором – 2.000 км с хвостиком. Тоже сломался. Теперь третий. Очень часто езжу, особенно летом. Знаете, работа сидячая – целый день за компьютером, людей принимаешь. А после 30-40 км как крутанешь! Зимой на тренажере. Велодорожка в Минске – супер. Я бывал в разных странах. В Лондоне, например, такой нет.

Оказалось, велосипед – не единственное спортивное пристрастие Владыки:

– Проплываю в течение часа полтора километра. До сего дня играю в футбол. Конечно, не рву, как когда-то. В защите. В студенческие времена играл еще и в хоккей, в семинарии тоже. Утром всегда гимнастика минут 35–40. Разве что в поезде или в самолете приходится пропускать.

Отметим, митрополиту в следующем году исполнится 70.

Припомнил он связанную с футболом студенческую байку. Шел чемпионат мира, играли сборные Италии и СССР.

– Я возился с арифмометром. Мы тогда изучали теорию больших чисел и вместе с другом решили ее использовать, чтобы определить, кто выиграет. Взяли статистику последних 10 встреч и начали вычислять. Вышло, что Италия, 4:3. Матч закончился 0:0, но по пенальти Италия победила. Mama mia! До конца чемпионата ко мне шли студенты и требовали просчитать результат каждого матча.

Бои местного значения

Деревня Одельск неподалеку от Гродно, где в послевоенном 1946-м родился будущий архиепископ, была католической. Около 300 дворов. Школа, сельсовет, колхоз. Священника нет, но храм открыт.

– Нами занимались родители, бабушки и дедушки, – вспоминает Владыка. – Во всей деревне так было, не только в моем доме. Видел ежедневно молящихся отца и мать, а вечером мы молились вместе – отец, мать, сестра и я. Затем простой катехизис: нам рассказывали о Боге, вере и каждый день спрашивали усвоенный урок. В воскресенье и в праздник мы шли в храм, хотя службы не совершались. Священник приезжал только на большие торжества. Некоторые спрашивают, зачем идти в храм, если нет мессы, нет евхаристии? Надо идти в храм. Ребенок должен знать, что воскресенье – день Господень… Не было мессы, но были молитвы Розария, стояния Крестного пути, религиозные песни. И люди не утратили религиозного чувства.

За посещение храма в школе по головке не гладили. А когда в деревню прибыл новый священник, да еще отсидевший 10 лет в Сибири, началась война. Идеологическая.

Ксендз Петр Барташевич оказался очень активным человеком. Собрал народ, расчистил футбольное поле, стал гонять с пацанами мяч. Учил их религии, но требовал и дневник показать: какие отметки, выполнил ли задание. Мальчишкам казалось удивительным, что он еще и математику, физику, историю знает. А школьные учителя на ребят взъелись. Тадеуша Кондрусевича объявили зачинщиком и главным организатором походов к священнику. Вызвали родителей. Родители сказали, что «за это» не пойдут. Дети ежедневно приходили на уроки, но их не пускали.

– В конце концов, всю школу построили во дворе, «провинившимся» прочитали лекцию о том, что не соответствуют идеологии того времени, –рассказывает митрополит. – А учился я хорошо, на Доске почета висела моя фотография. Учительница подвела меня к ней за ухо и публично, перед всеми, сорвала фото. Ребенку это очень обидно. Но, думаю, такая обстановка меня даже укрепляла.

Тяжело в ученье…

На физико-математическом факультете гродненского пединститута Тадеуш проучился только год. Его не выгнали, нет. Но в местной газете написали, что некоторые студенты – фигурировала и фамилия Кондрусевича – ходят в храм. Какие же из них получатся воспитатели коммунистической молодежи?! Он понял, что перспектив окончить этот вуз никаких, и забрал документы. Год отработал в строительной организации. Потом уехал в Ленинград поступать в политехнический.

– Первый мой шаг в этот вуз мог быть последним, – признается митрополит. – Приемная комиссия. Ищу, где буква «к». Сидит женщина. Вынул аттестат зрелости, характеристику, справки. Она посмотрела, говорит: дайте вашу руку. Зачем? Но руку протянул. «Возьмите и никому не показывайте». В кармане был медальончик Божией Матери, и я его случайно вытащил вместе с документами. Подумал: mama mia, город трех революций, если бы не эта женщина…

Позже выяснилось, что Ленинград также город веротерпимости. Однажды студентам поставили экзамен на католическое Рождество. Вышел преподаватель и предложил Кондрусевичу сдавать первым: «Иди, тяни билет. Ведь сегодня 25 декабря, и у тебя нет времени ждать очереди».

– В институте меня никто никогда словом не попрекнул за то, что хожу в католический храм, хотя знали, поскольку он был в городе единственный, –вспоминает Владыка.

Призван на бессрочную

Диплом инженера-механика, специалиста по гидравлическим машинам и средствам автоматики, в кармане, причем красный. Отличное распределение – в Вильнюс на завод шлифовальных станков. Таких предприятий немного было в СССР, выпускали уникальные агрегаты. Конструкторское бюро, особые задания. В их числе заказ с «АвтоВАЗа» – разработать станок высокоточной шлифовки деталей для «Жигулей».

– Мы его спроектировали, получили авторское свидетельство на изобретение, ездили в Тольятти монтировать, налаживать, запускать. На ВАЗе потом много раз бывал. Станок работал, – улыбается архиепископ.

В Москве в Министерстве станкостроительной промышленности Кондрусевич знал все кабинеты, и его там знали. Командировки по большой стране. Карьера успешного технаря, впереди аспирантура, сдан кандидатский минимум.

– В то же время я верующий человек. Внутренний голос говорил: а тем ли ты путем пошел? Правильно ли поступаешь? Священство – это призвание, не профессия. Мы не работаем – служим. Мы солдаты Христа. Слышишь зов… В Беларуси ездил по храмам. Священников все меньше – тот умер, другой болен. Мессы нет, люди плачут. И такое было раздвоение: не знал, что делать, и все время молился, – признается митрополит. – Решающую роль сыграла мама, которая ни разу даже не упомянула о семинарии. Ни разу. Я приехал домой, взял молитвенник и пошел в храм. А там увидел, что это не мой молитвенник, мамин. И на одной из иконочек записана молитва матери о священническом призвании для сына…

Инженер Тадеуш Кондрусевич поступил в Каунасскую духовную семинарию. Ему тогда было 30 лет.

Вызвали в военкомат. Перечеркнули звание «старший лейтенант», присвоенное выпускнику ленинградского политеха после очередных сборов. Написали: «рядовой».

– У меня тот военный билет до сего дня сохранился, – смеется Владыка.

Стратегический союзник

Епископский девиз Тадеуша Кондрусевича «Кто, если не Бог». Вспоминая по просьбе корреспондента о событиях, связанных с особой помощью Божьей, Владыка не соблюдает хронологию, скорее, выстраивает их по силе впечатлений.

– Кафедральный собор в Москве. Так трудно было его получить. Там столько организаций сидело! Начало 1990-х, этот бизнес, все крутится, приватизация-прихватизация. Невозможно. Стена! Только молитва помогла. Здание семинарии в Петербурге. Ну никак не передают. Никаких перспектив. Что делать? В квартирах ютиться? Вдруг получаю письмо: можно использовать часть помещений – 700 кв. м. Значит, уже имеем, куда въехать. Набрали два курса. Потом нам передали все здание, 4.000 квадратов. И знаете, кто подписал? Путин, тогда вице-мэр Петербурга.

А теперь здесь, у нас. Только что зарегистрировали в Минске теологическую академию. Первый раз не удалось, второй… Не стану рассказывать обо всех перипетиях. Неожиданно – есть регистрация! Уповаем только на Бога.

В день моего назначения епископом, 25 июля 1989 года, – до этого был в Гродно настоятелем – приехал в Минск посмотреть, как выглядит наш кафедральный собор. Написано: «Спортивное общество «Спартак». Вошел, дежурка, сидит бабушка: «Нельзя. Тут только спортсменам». Я тоже спортом занимаюсь, люблю. «Нет! Нельзя». Стал уговаривать, мол, посмотреть на них хочу. Сжалилась: «Ладно, иди». Открыл двери, справа неф, а там борцы…

Красный костел. Та же история. Непробиваемая стена, ноль шансов. Там размещался тогда Дом кино. Это был 1990 год. Первое воскресенье после Пасхи – праздник Божьего милосердия. К тому моменту нам разрешили использовать флигель, что находится слева. Ранняя весна. Мессу служили во дворе храма, народу много. Говорю Завальнюку (ксендз Владислав Завальнюк, настоятель Красного костела. – Прим. авт.): «После мессы будет процессия – крестный ход со Святыми Дарами». Но мы не готовы, отвечает, хоругвей не будет, чего-то еще. «Неважно. Идем! Сегодня праздник Божьего милосердия». Сказал людям: «Молимся, чтобы храм передали». И мы пошли вокруг него. Молились, кто как умел. Через пару дней звонок: решение принято, храм передан. Этот пример привожу часто, потому что такова сила Божьего милосердия.

Верной дорогой

По долгу службы митрополиту доводится бывать во многих государствах. Как по сравнению с ними выглядит сегодня наша страна?

– В Беларуси сильны позиции традиционного христианства, – считает Владыка. – И это очень радует. Кардиналы, епископы, которые приезжают на торжества в Будслав, Минск, удивляются: «Где еще найти такую веру!» Когда в 2011-м праздновали 20-летие Минско-Могилевской митрополии, богослужение шло на площади напротив Красного костела. Собралось множество людей. Дождь моросил. Мы шли крестным ходом со Святыми Дарами. Верующие стояли на коленях в лужах под дождем. Гостем нашим был кардинал из Ватикана Роберт Сара. Он до сих пор не может забыть тот день, говорит, нигде не видел такого.

Когда происходят торжества в Будславе, там собираются где-то 30 тысяч человек. Десять процентов из них приходят пешком! Из Барановичей – 280 км! Из Красного костела в паломничество покаяния отправляется так называемая пилигримка голодных – идут, подкрепляясь только хлебом и водой. А расстояние 125 км. К тому же погода не всегда балует. Люди сами выбирают такой путь, никто не гонит, могли бы сесть в машину и приехать. Идут. И это тоже выражение веры.

Сам митрополит прибывает в Будслав из Минска во главе группы велосипедистов. Потом так же, на байке, возвращается на 10 километров назад, отдает его какому-нибудь мальчишке – и снова в Будслав. Пешком.

– Хотелось бы поблагодарить наших верующих, – говорит Владыка. – Не только старшее поколение, которому надо кланяться, руки целовать, но также молодых. Им сегодня очень сложно. Нужно быть современным человеком в светском обществе и в то же время сохранять верность христианскому призванию. Надеюсь, так и останется. И будет еще лучше.

Команда: мирно!

Римско-католическая церковь – вторая по величине конфессия в Беларуси. Какова она в цифрах и фактах?

– Считаем, что католиков примерно 15 процентов от численности населения страны, то есть около полутора миллионов, – уточняет митрополит. – С 1991 года существует Минско-Могилевская митрополия, в которую входят все 4 епархии: Минско-Могилевская, Гродненская, Пинская и Витебская. Служат 7 епископов; около 470 священников, из которых 360 – граждане Беларуси, около 110 – иностранцы. Замечу, 25 лет назад было только 60 своих священников, за эти годы мы увеличили их количество в 6 раз. Количество приходов – около 500. К сожалению, храмов значительно меньше, особенно их не хватает в больших городах. Открыты 2 духовные семинарии – в Гродно и Пинске, колледж католической теологии в Минске, катехизический колледж в Барановичах. Зарегистрирована Духовная академия. Много различных монашеских орденов. Два больших издательства – Pro Christo в Минске и Издательство Гродненской епархии. Каждое воскресенье из кафедрального собора транслируется месса по 1-му каналу Белорусского радио.

В Минске действуют 4 ранее построенных храма, 5 новых часовен (заканчивается сооружение 6-й), возводится 5 храмов. Стараемся строить не в центре города, а в новых жилых районах.

Особое внимание уделяем пастырству семей, поскольку сегодня семья находится в кризисе, и молодежи – как будущему церкви, каждой страны и мира. Хорошо развита благотворительная организация «Каритас» (с латинского – любовь). Она имеет такую структуру: национальный «Каритас» со своим офисом, епархиальные «Каритасы», приходские. Сотрудничаем в этой области с Православной церковью, другими конфессиями, а также с государственными социальными службами. Идея такова: помогаем каждому, кто находится в нужде, независимо от того, католик ли он, верующий или атеист.

Отношения Костела с Белорусской православной церковью сложились хорошие. И надо благодарить Бога за это – за тот фундамент, что заложен митрополитом Филаретом, надеюсь, он останется незыблемым. Это очень важно людям. Как они радуются, когда видят двух митрополитов или двух епископов, католического и православного, вместе. У нас много смешанных семей – я вижу их и в православном храме, и в католическом. Все рядом живут. С одной стороны площади католический кафедральный собор, с другой – православный. Мы часто бываем гостями друг друга… Это достояние, которое надо сохранять всеми силами и дальше развивать.

Святой Папа Иоанн Павел II говорил, что Европа должна дышать двумя легкими – Западное христианство и Восточное христианство. Принимаю глубоко к сердцу эти слова и говорю: если хотите увидеть пример такого дыхания, приезжайте в Минск.

Справочно

1981–1988-й – викарий костелов в Вильнюсе и Друскининкае (Литва).

С 13 февраля 1988-го – настоятель двух приходов в Гродно.

С 25 июля 1989-го – Апостольский администратор Минской епархии для католиков. Основал Гродненскую высшую духовную семинарию, содействовал возвращению и открытию более 100 ранее закрытых храмов, способствовал подготовке и изданию «Чина Мессы» и «Катехизиса» на белорусском языке.

1991–2007-й – Апостольский администратор для католиков латинского обряда в России, митрополит кафедры Матери Божьей в Москве.

С 27 сентября 2007-го – Митрополит Минско-Могилевский.

Владеет белорусским, русским, польским, литовским, английским и итальянским языками.

Фото Тамары Хамицевич, Алексея Колесникова и catholic.by

 

Самое читаемое