Тарифы и реальные затраты

Как отмечается в докладе Всемирного банка «Реформирование тарифов на теплоснабжение и смягчение социальных последствий в Республике Беларусь», система тарифов на теплоснабжение, действующая в стране в настоящее время, является неэффективной. О современном состоянии тарифов, реальных затратах, мерах по снижению себестоимости и уменьшению потерь тепла по итогам 2014 года рассказала заместитель директора по экономическим вопросам УП «Минсккоммунтеплосеть» Наталья РОЩИНА.

— Тарифы на тепловую энергию сегодня: насколько они восполняют реальные затраты?

— В Республике Беларусь регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется государством. Тариф для населения на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения утверждается постановлениями Совета Министров. Средневзвешенный тариф для населения на тепловую энергию за 2014 года по УП «Минсккоммунтеплосеть» составил 85 851,6 руб./Гкал, при этом себестоимость 1 Гкал, реализованной населению, была 738 236,3 руб./Гкал. Таким образом, в 2014 году население платило за тепловую энергию только 11,6 % ее себестоимости. За 2013 год покрытие затрат составляло 10,6 %.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» тариф на теплоснабжение для населения ежеквартально индексируется Советом Министров с учетом роста доходов населения в размерах, не превышающих фактически сложившихся темпов роста номинальной начисленной заработной платы по Республике Беларусь за предыдущий квартал. Так, тариф на услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения в течение 2014 года индексировался 4 раза: с 1 января – на 6,4%, с 1 марта – на 1,8%, с 1 сентября – на 9,8%, с 1 декабря – на 5,8% и на 1 января 2015 года составил 95 281 руб./Гкал. Видно, что тариф на теплоснабжение отстает от себестоимости данной услуги в разы, и пока такая тенденция будет сохраняться, затраты будут покрываться за счет перекрестного и бюджетного субсидирования. При окупаемости населением затрат по услугам ЖКХ в размере около 23 % можно активно снижать затраты, но нельзя обойтись и без увеличения тарифов. При этом тарифная политика в нашей стране осуществляется в увязке с ростом доходов населения, и это основной ориентир при принятии правительством подобных решений.

— Что даст повышение тарифов государству, предприятию, населению?

— Повышение тарифов ослабит нагрузку на бюджет, или, при сохранении размера бюджетного субсидирования, даст возможность снизить нагрузку на реальный сектор экономики путем снижения тарифа для юридических лиц и сокращения перекрестного субсидирования.

Для предприятия увеличение тарифа для населения снизит размер недофинансирования, которое имеет место в настоящее время.

Естественно, что повышение тарифов на коммунальные услуги влечет за собой увеличение платы населением за пользование жилыми помещениями. Однако нынешние тарифы на тепловую энергию для бюджета семьи не очень существенны. Так, средневзвешенный тариф на тепловую энергию для населения за 2014 год составил 8,4 долларов США за 1 Гкал — это почти в 2 раза меньше по сравнению с 2008 г. При этом средняя заработная плата в долларовом эквиваленте за этот период выросла в 1,4 раза.

Сегодня семья из трех человек в среднем платит в месяц за подогрев воды около 40 тыс. рублей. Получается, что услуга на 1 человека в день обходится в 440 рублей. Кстати, как показывает практика, затраты на мобильную связь у населения больше, чем оплата услуги горячего водоснабжения.

— Что делается на предприятии для снижения себестоимости и уменьшения потерь тепла?

— Наше предприятие ежегодно реализует программу мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетичесих и других ресурсов, снижение затрат на производство и транспортировку тепловой энергии. С целью оптимизации численности работников и повышения эффективности структуры управления предприятием произведено сокращение 16 штатных единиц. Оптимизация численности произведена на трех мини-ТЭЦ за счет внедрения системы автоматизированного управления. С 1 июня 2014 года ежемесячный экономический эффект от сокращения численности составляет 108,6 млн. рублей, за 2014 год экономия составила 760,4 млн. рублей.

Значительное внимание на предприятии уделяется снижению норм потребления топливно-энергетических ресурсов. За 2014 год удельный расход топлива на отпуск тепла при работе на природном газе составил 154,8 кг у.т./Гкал. Это значение соответствует коэффициенту полезного использования топлива, равному 92%. Соответственно, значение этого показателя, отнесенное на выработку тепла, достигло 93-93,5 %, что соответствует мировому уровню. Расход электроэнергии на выработку и транспортировку 1 Гкал тепла от источников УП «Минсккоммунтеплосеть» за 2014 год снизился по отношению к 2013 году на 1,88% и составил 20,9 кВт∙ч/Гкал.

Внедрение энергосберегающих мероприятий – замена и модернизация оборудования, замещение природного газа местными видами топлива, выведение из работы оборудования с низкой энергоэффективностью и т.д. – позволяют достичь серьезной экономии и повысить эффективность работы всего предприятия.

Величина тепловых потерь при транспортировке тепла, вырабатываемого на собственных теплоисточниках, за 2014 год составила 11,0 %, что не превышает норматива, доведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства (не более 15 %). Всего по предприятию величина тепловых потерь составила 5,8 %, что не превышает норматива, согласованного Департаментом по энергоэффективности.

Для повышения эффективности транспортировки тепла предприятием постоянно ведется реконструкция тепловых сетей с применением ПИ-труб, в т.ч. гибких типа «Изопрофлекс».

Ежегодно реконструкция и модернизация затрагивает почти 30 км (в двухтрубном исчислении) сетей, что позволяет не только сокращать потери, но и снижать количество повреждений на сетях. Экономический эффект от перекладки тепловых сетей за 2014 год составил 1,6 млрд рублей.

Реконструкция тепловых сетей производится как подрядным, так и хозспособом. При этом работы, выполненные собственными силами, в 1,5 раза дешевле, чем с привлечением подрядчиков. Хозспособом перекладывается более 30 % от общего объема переложенных сетей. При перекладке собственными силами около 10 км сетей в год экономия средств составляет около 6,0 млрд. рублей.

 

УП«Минсккоммунтеплосеть»

УНП100185328
www.mkts.by

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ