Хотелось живых эмоций. Телевизор надоел, а в кинотеатрах по весне – второсортные ленты. Решил пойти в театр. Там тоже фантазируют, но вживую и с чувством, аж мурашки по коже
Стыдно признаться, давно не был в театре. В студенческие годы ходил часто, обошел все минские площадки, был на многих зарубежных спектаклях. А потом переключился на кино. И вот на днях решил заглянуть в Центральный Дом офицеров. Московский театр юного зрителя давал «Скрипку Ротшильда» по рассказу Чехова.
Говорят, театр начинается с вешалки. Для меня новая встреча с Мельпоменой обошлась без гардероба. Милые барышни у стоек для одежды предупредили: в зале прохладно. И правда, большинство людей глядели на сцену, сидя в пальто и куртках. Некоторым, наверное, это покажется дикостью, ведь театр – вещь элитарная: вечерние платья, пиджаки и туфли. Но, думается, в наше время, когда редкая зарубежная постановка обходится без вызова современному обществу, сидеть в верхней одежде допустимо. Этакий вызов актерам, чтобы тоже не расслаблялись.
Из громких имен на сцене – народный артист России Валерий Баринов, известный по множеству сериалов и значимых ролей в художественных фильмах. Он блистательно исполнил роль Бронзы, мужичка, который всю жизнь делает гробы прямо у себя в избе, а «люди в городе умирают так редко!». Он терпит убытки, только о них и думает. Не обращает внимания на пожилую жену, не любит соседа еврея, порой играет на скрипке на свадьбах. Супруга умирает, он делает ей гроб, хоронит и понимает: вся жизнь прошла мимо.
В потоке мыслей о прошлом и будущем он начинает играть на скрипке, да так жалостливо, что еврей Ротшильд рыдает у его ног. По сюжету старик умирает, а скрипку завещает соседу…
Короткий рассказ Антона Павловича на сцене становится целой жизнью. Не раз мурашки пробегут по спине, захочется сжать руку соседа, когда Бронза произносит: «Зачем это чувство – ненависть, ведь она людям жить мешает!». В кинематографе это называют арт-хаусом, в театре этому нет названия. Так идет жизнь. К слову, за время полуторачасового спектакля успел задуматься о своем: надо бы доброе что-то сделать, маму обнять, папе позвонить, не обижать жену и вообще Надо Жить!
И мимолетно еще одна мысль пронеслась: какова же все-таки роль одного человека в судьбе другого. Будь то учитель для учеников, жена для мужа и, конечно, артист для зрителя. Тронул меня Валерий Баринов. Не мог не поверить ему, за что огромное спасибо.
К слову, московский спектакль прошел при аншлаге. И это в пору трудностей, когда организаторы музыкальных шоу все чаще отменяют концерты. Да и гастроли театров в Минске не так часто идут на ура. В наше время бюджетов, расходов прокатчики все чаще гонятся за выгодой, но приятно, что и в российских спектаклях, привозимых в Минск, играют настоящие артисты, преданные искусству. И есть люди (театр «Ч»), которые их приглашают в столицу.