Техосмотр не проходят более 50% автолюбителей: изменит ли ситуацию контроль при помощи фотофиксации?

Коллега в минувшие выходные проходил техосмотр.

Удивлялся: оказывается, на станцию можно приезжать без предварительной записи — никаких очередей. Оно и неудивительно: сегодня более половины автомобилей не прошли техосмотр. Горячие споры вокруг введенного в 2014-м так называемого дорожного сбора, кажется, близки к завершению. В прошлом году депутаты предложили пересмотреть сам механизм уплаты госпошлины, а также способы контроля за прохождением техосмотра. Например, перевод работы камер с событийного режима на непрерывный. В нюансах нововведения разбиралась корреспондент «Рэспублікі».


В свое время введение госпошлины за допуск к участию в дорожном движении наделало немало шума. Решение уплачивать довольно приличную сумму вместе с прохождением техосмотра автолюбители встретили без особого энтузиазма. Авторы идеи давили на чувство ответственности и обещали: все вырученные средства пойдут на ремонт республиканских и местных дорог. Правда, время показало: количество неплательщиков возросло, соответственно, отчисления в дорожный фонд заметно сократились. Как рассказали в «Белтехосмотре», в прошлом году выдано 1,382 миллиона разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. За год число их сократилось на 160 тысяч, а за четыре — примерно на 300 тысяч. Противники госпошлины, к слову, и не скрывают: дешевле платить штрафы, чем раскошелиться на госпошлину. Очевидно, что ситуация требовала решения.


Почти год назад депутаты наконец подняли проблему на самом высоком уровне. Была создана группа, которая в течение прошлого лета прорабатывала различные варианты «модернизации» механизма финансирования содержания дорог. Один из разработчиков проекта указа — председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Андрей Рыбак рассказал «Р»: документ находится в Администрации Президента. В каком виде и когда он будет одобрен, говорить пока преждевременно. В то же время предложения внесены конкретные. Напомним их суть.

Андрей РЫБАК

Одно из самых принципиальных предложений — идея заменить госпошлину сбором. Во время прямого эфира на портале sb.by в ноябре прошлого года Андрей Рыбак объяснил разницу:

— По сути, мы предлагаем революционное решение – отвязаться от всего и заменить госпошлину сбором. То есть деньги не нужно будет уплачивать при прохождении ТО.

Идея такая: разбить годовую ставку по месяцам и уплачивать по заявительному принципу в зависимости от того, когда автовладелец хочет выехать на дорогу. Например, не планируете ездить зимой. Значит, за эти месяцы ничего платить не нужно. Наступила весна, и пора отправиться на дачу – платите за период, в течение которого автомобиль будет эксплуатироваться. Кстати, предполагается задействовать и мотивирующий механизм: например, при оплате за год и более применять коэффициент 0,9.

Тем временем начальник управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр» Евгений Карпович делится своим личным мнением:

— Обидно, что техосмотр проходят не все. Получается, есть сознательные граждане, которые несут финансовое бремя за остальных. Я озвучу свое персональное мнение, не как специалиста. Мне кажется, вернуть людей на станции будет тяжело, даже если отвязать уплату госпошлины от техосмотра. Полагаю, может помочь только жесткий контроль: со стороны Госавтоинспекции, фотофиксация в потоке, штрафные санкции. Если камера постоянно будет фиксировать автомобиль, а водителю регулярно начнут приходить штрафы, наверное, это сигнал, что пора ехать на станцию.

Предварительный размер фиксированного штрафа за непройденный техосмотр — две базовые величины

К слову, впереди у сотрудников «Белтехосмотра» самые пиковые месяцы работы. Традиционно наиболее горячие месяцы – апрель—май, спокойные – январь—февраль. Что касается механизма контроля, это самый интересный момент. В проекте указа предлагается сделать ставку на фотокамеры. По мнению Андрея Рыбака, развитая система фотофиксации способна решить не только проблему скоростного режима, но и дорожного сбора, оплаты страховки, парковок и многие другие вопросы. Необходимую техподдержку должны обеспечить в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». В частности, камеры могут перевести из событийного в режим непрерывного мониторинга. Специалисты считают, что больших капиталовложений это не потребует, а вот отдача может быть большой. В эфире программы «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» эксперты рассказали, что сейчас идет передача базы данных от «Белтехосмотра» СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Как ожидается, именно эта компания будет заниматься выявлением нарушителей и рассылкой «писем счастья». Предварительно озвучили и размер фиксированного штрафа – две базовые величины.

В самой компании пока воздержались от комментариев, сославшись на то, что конкретных решений еще не принято. Кстати, в Минфине ранее заявляли: изменения в системе дорожного сбора будут возможны не раньше 2019 года. В любом случае, не затягивайте с прохождением техосмотра.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ