Текста поменьше, смысла побольше. Как создаются театральные афиши

Театр начинается не с вешалки, а с театральной афиши. Факты и мнения — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Где-то там, в репетиционном закулисье, спектакль еще только разминается, складывается, обретает плоть и голос, а плакаты, постеры и баннеры уже формируют представление о нем. Вы выходите из вестибюля метро — вас встречают пылкие Ромео и Джульетта. Шагнули на улицу — с рекламного пилларса смотрит, опираясь на меч, Анастасия Слуцкая… Талантливая афиша цепляет и может рассказать, какова идея режиссера, в каком жанре будет постановка. Афиши — пропагандисты и агитаторы. Полномочные представители искусства. Его передовой отряд.

Самые стильные — у Большого театра Беларуси. (Тсс, гендиректору не читать: бывает так, что по смыслу афиша-анонс оказывается богаче, чем сам спектакль.) Завораживающе красивые картинки здесь всегда с подтекстом. И еще одна их особенность: подходишь ближе, и кажется, звучит музыка. Разговор идет не на шершавом языке плакатов, а на нежном и страстном бельканто.

Наталья Багрецова, художник: «Красный — самый сильный»

— Искусству театрального плаката более двух сотен лет. Сейчас афиша создается на компьютере, но это не значит, что стало проще. Всегда и во всем должна быть идея. Как представить зрителю, например, оперу Рихарда Штрауса «Саломея»? Идут репетиции, спектакля нет, а нужно «подать знак» зрителю. Саломея на картинах итальянских художников показана с блюдом в руках, на котором отрезанная голова пророка Иоанна Крестителя. Было бы верхом грубости вынести такое на афишу. Образное решение пришло неожиданно: пусть у Саломеи шея будет… красной. В этом есть намек на судьбу пророка. И пусть будут красными веки. Красный цвет самый сильный, он символизирует страсть, крик, страдание, боль… Идею одобрил режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, мы пригласили визажиста-стилиста, который поработал с исполнительницей главной партии Екатериной Головлевой, наш фотограф Михаил Нестеров сделал снимок, и он стал основой. Совершенно по-другому я подошла к анонсу оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Эта афиша полностью нарисована на компьютере с использованием элементов декораций, которые придумал художник-постановщик Вячеслав Окунев. Бывает, беру всё: фото исполнителей, детали сценографии, делаю микс, ищу наиболее подходящие шрифты. Сочинять афиши — дело увлекательное. В Большом театре Беларуси работаю 12 лет. За плечами — Витебский государственный технологический университет, кафедра дизайна.

Аника Неделько, художник: «Афиша — как книга»

— Белорусский Большой пригласил в свой коллектив, когда я проходила магистратуру в академии искусств, писала диссертацию «Ландшафтно-историческая фотография Беларуси XIX — начала XX веков». Я готовила себя к фотографике, а не к театральному графическому дизайну. Однако втянулась, служу семь лет, мне нравится заниматься этим ни на что не похожим изобразительным искусством. Критерий хорошей театральной афиши — когда она, как книга, несет в себе глубину, когда плакат можно считывать слой за слоем.

Привести пример? Вот афиша балета Игоря Стравинского «Петрушка». В качестве основного изображения я выбрала фото Вацлава Нижинского, гениального танцовщика, который 100 лет назад показал Петрушку на балетной сцене. Однако герой не Нижинский, а площадная кукла, набитая опилками, в которой вдруг просыпаются чувства. Поэтому с помощью графических программ я привязала к рукам и ногам танцовщика ниточки, за которые его дергают… И, конечно, Сергей Дягилев, великий антрепренер! Видите, в верхнем углу афиши — абрис Дягилева. Хотелось подчеркнуть, что наш спектакль — реинкарнация давнего спектакля, который в Европе имел бешеный успех. (И тем самым, возможно, запрограммировать успех современного спектакля.) Мировая тенденция графического дизайна: текста поменьше — смысла побольше. Однако мы от текста отказаться не имеем права. Текстовой информации на наших афишах очень много. Причем ее нужно не просто красиво скомпоновать, а сделать это в грамотной последовательности. Поэтому проект афиши, прежде чем отправиться в типографию, проходит своего рода худсовет. К процессу создания афиши надо готовиться. Изучаю музыкальное произведение, видео спектаклей других театров, обязательно смотрю чужие афиши, чтобы не повторяться, обсуждаю идею с постановочной группой, в последнее время сама делаю фото, редактирую его, отсекаю все лишнее… Обычно на создание полноценной афиши уходит одна-две недели. За эпатажем не гонимся, ценим культуру изображения.

Татьяна Александрова, начальник службы маркетинга и рекламы Большого театра Беларуси

— Объем рекламы белорусского Большого, связанный с визуальными средствами, постоянно растет. За год мы делаем более 30 разных афиш. Бывает, что у одного спектакля их несколько. Часть уходит на баннеры и растяжки, часть — на главную страницу сайта театра и другие сайты. Основная нагрузка лежит на художниках Наталье Багрецовой и Анике Неделько. Это полноправные авторы, которые обладают плакатным мышлением, точнее, они его наработали. Художники нам очень нужны, они и фотографии обрабатывают, и версткой занимаются, и снимки для СМИ подбирают. Мы готовим видеоролики для ТВ, оформляем буклеты, программки… На рекламу трудятся также редакторы и фотографы. Ответственность очень большая, ведь афиша и анонс — это не только зазывные объявления, не просто знаки. Это лицо театра, и оно должно быть умным и прекрасным.

Справочно

На развитие театрального плаката, возникшего на стыке рекламы и изоискусства, оказали большое влияние художники Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Валентин Серов.

ТОП-3 О МИНСКЕ