Тело Чехова перевозят в вагоне для устриц, ФБР ликвидирует врага № 1. Этот день в истории: 22 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 22 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1894 год. Между Парижем и Руаном проходит первая в мировой истории автомобильная гонка
Ее участники преодолели 126 км, двигаясь со скоростью чуть более 12,5 км/ч, по современным меркам — ползли как черепахи. Тем не менее прогресс был налицо: достаточно сказать, что с момента изобретения первой самодвижущейся коляски прошло всего восемь лет.
Инициатором проведения соревнования выступил главный редактор парижской газеты La Petite Journal Пьер Жиффар, которому удалось привлечь к мероприятию повышенное внимание не только зрителей, но и спонсоров. Так, первый приз составлял 500 франков, что было по тем временам внушительной суммой.
Побороться за победу изъявили желание 102 водителя, но строгое жюри не допустило большинство автомобилей. В итоге в гонке участвовал лишь 21 экипаж. До финиша же добрались только 17 машин.
Первым в Руане стал маркиз Альбер де Дион на автомобиле, оснащенном паровым двигателем мощностью 20 лошадиных сил. Дистанцию он прошел со средней скоростью 18,5 км/ч. Однако приз достался не ему, ибо присуждали его не за скорость, а по совокупности технических достоинств машин. То есть по большому счету это были даже не гонки, а построенный на соревновательной основе конкурс автомобильных конструкций, где в дорожных условиях определяли, какая лучше. Призовые 500 франков разделили между машинами марок Peugeot и Panhard-Levassor, которые сочли самыми надежными в эксплуатации.
В работе оргкомитета первых автогонок принимал участие и российский гражданин Пётр Энгельмейер. Вернувшись из Парижа в Москву, он приложил немало усилий, чтобы Россия проявила интерес к новому виду спорта. В результате редакция журнала «Самокат» и Общество велосипедной езды взяли на себя историческую задачу доказать практичность «моторов», их быстроходность и надежность.
Но первая автомобильная гонка состоялась в России лишь четыре года спустя, в 1898 г. В ней участвовали 14 человек, однако со старта ушли только шесть трехколесных «моторов» и один автомобиль-коляска. Гонки проходили под Петербургом. Длина дистанции составляла 41 км 600 м. Наибольшая скорость, показанная на этих соревнованиях, — 25,5 км/ч.
В СССР первые автогонки прошли в 1924 г. под Москвой на Серпуховском шоссе. Но только с февраля 1948-го соревнования по автоспорту стали проводить регулярно. Тогда же появились и основные дисциплины: шоссейно-кольцевые гонки, трековые гонки, заезды на установление рекордов, ралли, экономичное вождение, подъем на холм, кросс и картинг.
1904 год. В Москве проходят похороны Антона Чехова
Писатель скончался 15 июля в немецком городе Баденвайлере, где находился на лечении. Поначалу его супруга Ольга Леонардовна намеревалась похоронить мужа в Германии, однако родственники писателя и многочисленные поклонники его таланта заставили изменить планы.
Гроб с телом покойного поместили в вагон-рефрижератор, прицепленный к пассажирскому поезду, и доставили сначала в Петербург, а оттуда — в Москву. Там на Николаевском (Ленинградском) вокзале его встречала многотысячная толпа. Когда гроб с телом А. Чехова извлекли из красного товарного вагона с надписью: «Для перевозки свежих устриц», люди были в шоке. Эта ужасная и по-чеховски гротескная надпись вызвала негодование у встречавших поезд на перроне. Понятно, что в условиях стоявшей тогда июльской жары вагон-холодильник являлся единственным способом сохранить в пути тело покойного, но ведь нелепую в данном случае надпись можно было на время снять или замаскировать. Многие увидели в этом очередную халатность и пренебрежение к личности писателя.
Особенно сильно был возмущен неприятным инцидентом Максим Горький. В письме к Екатерине Пешковой он отметил: «Этот чудный человек, этот прекрасный художник, всю свою жизнь боровшийся с пошлостью, всюду находя ее, всюду освещая ее гнилые пятна мягким, укоризненным светом, подобным свету луны, Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне «для перевозки свежих устриц» и похоронен рядом с могилой вдовы казака Ольги Кукареткиной. Это — мелочи, дружище, да, но когда я вспоминаю вагон и Кукареткину — у меня сжимается сердце, и я готов выть, реветь, драться от негодования, от злобы. Ему — все равно, хоть в корзине для грязного белья вези его тело, но нам, русскому обществу, я не могу простить вагон «для устриц». В этом вагоне — именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного».
От столичного вокзала до кладбища гроб несли на руках. Отпели А. Чехова в Успенской церкви Новодевичьего монастыря и похоронили за храмом, рядом с отцом. В соответствии с желанием покойного над могилой не было речей.
Михаил Чехов, брат Антона Павловича, вспоминал: «Несметные толпы народа сопровождали гроб, причем на тех улицах, по которым его несли, было прекращено движение трамваев и экипажей, и вливавшиеся в них другие улицы и переулки были перетянуты канатами. Нам удалось присоединиться к процессии только по пути, да и то с трудом, так как в нас не хотели признавать родственников покойного и не пропускали к телу. Московская молодежь, взявшись за руки, охраняла кортеж от многих тысяч сопровождавших, желавших поближе протиснуться к гробу. Так мы дошли до самого монастыря под охраной молодежи, которая заботливо оберегала нас от толпы. Когда же процессия стала входить в узкие монастырские ворота, началась такая давка, что я пришел в настоящий ужас. Каждому поскорее хотелось пробраться внутрь, и получился такой затор, что если бы не та же распорядительная молодежь, то дело не обошлось бы без катастрофы. Еле пронесли сквозь ворота гроб, еле вдавились в них мы с депутатами и близкими к покойному людьми, а народ все напирал и напирал. Слышались возгласы и стоны. Наконец ввалилась на кладбище вся толпа — и стали трещать кресты, валиться памятники, рушиться решетки и затаптываться цветы. Брата Антона опустили в могилу рядом с отцом. Мы взглянули в нее последний раз, бросили по прощальной горсти земли, она ударилась о крышку гроба — и могила закрылась навсегда».
1934 год. Агенты ФБР убивают Джона Диллинджера, объявленного президентом Франклином Рузвельтом «врагом государства № 1»
Знаменитого грабителя банков застрелили в Чикаго у кинотеатра «Байограф», из которого гангстер вышел после вечернего сеанса.
За пять лет банда Дж. Диллинджера совершила около полусотни банковских ограблений, похитила 5,5 млн долларов — астрономическая по тем временам сумма. «Джонни-киллер» не довольствовался старым разбойничьим методом: «Руки вверх, и деньги на бочку!» Он без предупреждения стрелял в людей, убивая каждого, кто вставал на его пути. На его личном счету числилось 68 убийств.
Единственной слабостью гангстера была любовь к женщинам и кинематографу. Она-то и сгубила его. Некая Анна Сейдж, старая любовница Дж. Диллинджера, выдала полиции своего дружка, когда узнала, что он изменяет ей. Два лучших снайпера ФБР, специально «выписанных» по такому случаю из Вашингтона, не оставили бандиту шансов на спасение.
Чикагским детективам повезло. Если бы не предательство ревнивой любовницы, им, вероятно, не скоро довелось бы напасть на след «государственного преступника». Дело в том, что двумя месяцами ранее Дж. Диллинджер совершил трюк, который не проделывал до него ни один гангстер, — он полностью изменил свою внешность. Ему помогли врач-косметолог Кэссиди и хирург Лезер, согласившиеся за солидное вознаграждение — 10 тыс. долларов — провести пластическую операцию.
Было решено изменить пациенту форму черепа, укоротить нос, расширить скулы и подбородок. Кроме того, доктор Кэссиди предпринял попытку вытравить кислотой рисунок папиллярных линий на кончиках пальцев Дж. Диллинджера. Во время операции, которая проходила в ужасных антисанитарных условиях на конспиративной квартире, заваленной ящиками с патронами, пулеметами и мешками с песком, Дж. Диллинджер едва не отдал Богу душу: оказалось, что он не переносит наркоза. Однако все обошлось, и через месяц преступник разгуливал по улицам города, наслаждаясь свободой и не опасаясь, что кто-нибудь его опознает. Мистификация удалась, но все перенесенные мучения гангстера оказались напрасными из-за одной обиженной женщины.
1959 год. Первый пассажирский рейс самолета Ан-10
Среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолет 2-го класса Ан-10 был создан под непосредственным руководством Олега Антонова, которого называют отцом транспортной авиации. 27 апреля 1959 г. Ан-10 выполнил свой первый технический рейс. Спустя месяц состоялся его рекламный полет по маршруту Киев — Москва — Тбилиси — Адлер — Харьков — Киев. С 22 июля началась эксплуатация самолета на трассе Москва — Симферополь, а 17 декабря был совершен и первый полет за океан — Ан-10 доставил в США подарок Никиты Хрущёва президенту Эйзенхауэру — саженцы деревьев и кустарников, растущих в СССР.
В те годы Ан-10 был в числе самых рентабельных самолетов: перевозка одного пассажира обходилась значительно дешевле, чем на Ту-104А, главным образом из-за большей пассажировместимости и меньшего расхода топлива турбовинтовыми двигателями.
Однако, несмотря на попытки продать самолет за рубеж, покупателей на него не нашлось. Единственной компанией, эксплуатирующей эти машины, был «Аэрофлот». Сначала Ан-10 пополнил парк Украинского управления, а затем новые машины вошли и в состав подразделений, базирующихся в Минске, Кишинёве, Сыктывкаре, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, Иркутске и Хабаровске.
К 1971 г. самолеты Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров, выйдя на первое место в СССР по пассажирообороту.
Опыт разработки и эксплуатации Ан-10 сыграл важную роль в судьбе его «брата-близнеца» — транспортного самолета Ан-12.
К сожалению, у него имелись недостатки. В частности, им было сложно управлять в условиях обледенения, что делало его пилотирование в зимний период крайне опасным. С участием Ан-10 по разным причинам произошло 12 аварий и катастроф, в которых погибли 370 человек.
В 1973 г. приняли решение о прекращении эксплуатации на линиях «Аэрофлота» всех самолетов этого типа. В ВВС и на предприятиях Минавиапрома на Ан-10 еще некоторое время летали, а затем большую их часть пустили на слом или для украшения детских площадок в нескольких городов.
1974 год. Начинается регулярная эксплуатация мачты Варшавского радио — самого высокого на то время сооружения в мире
Строительство радиомачты в польском городке Константинове началось в 1970 г. и завершилось 18 мая 1974-го. Высота сооружения — 646 м. Таким образом, Варшавская радиомачта утерла нос прежней «королеве высоты» — 629-метровой американской телерадиомачте KVLY-TV в Северной Дакоте.
Теперь слушатели даже самых отдаленных мест планеты могли настроиться на польские радиопрограммы. Передатчик был настолько мощным, что Программу I удавалось принимать в некоторых частях Канады и США.
В 1991 г. объект утратил статус самого высокого в мире. И не потому, что в том году появилось более высокое сооружение, а из-за собственного обрушения. Это произошло в ходе ремонтных работ. К счастью, во время инцидента никто не пострадал. После падения мачты поляки в шутку стали называть ее самой длинной башней в мире.
Варшавскую радиомачту планировали восстановить, но, когда в 1995 г. приступили к подготовительным работам, местные жители запротестовали, утверждая, что электромагнитное излучение мачты вредно для здоровья. И от идеи восстановления отказались.
Впрочем, если бы объект стоял до сих пор, он все равно не имел бы статуса самого высокого на Земле. Ведь в 2010 г. в ОАЭ построили 830-метровый небоскреб «Бурдж-Халифа».