Теория эволюции, первый броненосец, патент на колючую проволоку. Этот день в истории: 24 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1859 год. В продажу поступает книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов»
Свою теорию происхождения видов посредством естественного отбора ученый сформулировал еще в 1838 г., но долгое время не решался ее опубликовать.
«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (так полностью называется книга) вышла огромным по меркам той эпохи тиражом в 1 250 экземпляров, который раскупили за день. Первыми зеленый томик смогли приобрести лондонцы.
Суть эволюционной теории Дарвина в следующем: происхождение всех видов на Земле — результат эволюции. Она обусловлена естественным отбором, когда случайные изменения у отдельных особей внутри одной популяции приводят к тому, что они оказываются более приспособленными к внешней среде и дают больше потомства, конкурируя не только с другими видами, но и с особями своего вида.
Так, в разных условиях среды какие-то признаки, допустим, высокий рост или холодоустойчивость, оказываются полезными. Организмы с этими признаками получают преимущество в размножении, признаки передаются следующему поколению, которое оказывается более приспособленным. Так действует естественный отбор — движущая сила эволюции.
«Происхождение видов» — один из основополагающих трудов в истории науки, объясняющий, как устроена жизнь на планете, как возникло разнообразие растений и животных. Теорию эволюции стали называть дарвинизмом. Однако с первого же дня у нее появились критики, и вот уже 165 лет споры на тему эволюции человека продолжаются.
Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия.
1859 год. Во французском Тулоне спускают на воду первый в мире броненосец для плавания в открытом море «Глуар» (La Gloire)
«Глуар» сразу стал весьма заметным в мировом военном флоте. Корабль был деревянным, но бронированным. Броня закрывала весь корпус и была довольно внушительной — 12 см толщиной. Его длина — 77,9 м, ширина — 17 м, осадка — 8,5 м (броня — вещь тяжелая). На вооружении находились 38 пушек калибром 164 мм. Хотя трехмачтовый фрегат и нес парусное вооружение, но конструктор, французский инженер Дюпюи де Лом, не забыл снабдить его мощным паровым двигателем в 3 200 лошадиных сил. Их хватало, чтобы разогнать тяжелый, глубоко сидящий в воде корабль до 13,5 узла (25 км/ч). При попутном ветре хорошо помогали и паруса, ведь мачты были вознесены от поверхности воды на 45 м.
Первый броненосец потряс военные ведомства всех морских стран. Своим появлением на свет он по сути открыл первую в истории настоящую гонку вооружений. Верфи главных мировых держав стали порождать невиданных прежде металлических чудовищ, конструкторы которых стремились сотворить «идеального монстра» — боевое судно, которое будет вооружено мощнейшими орудиями и защищено самой прочной броней.
Англичане в срочном порядке стали проектировать, строить и вводить в состав своего флота сначала броненосец «Боец», после «Черный принц», затем десятки других, все более мощных. Начали строить броненосцы и Соединённые Штаты Америки, и Германия. Не остановилась на единственном фрегате и Франция — вскоре один за другим она построила еще 12 кораблей тира «Глуар».
Со временем броненосцы избавились от парусов. Росли мощность двигателей, размеры и вооружение кораблей, толщина брони. Но в противоборстве брони и снаряда безусловную победу в конце концов одержал снаряд, точнее, ракеты и торпеды.
Что касается судьбы броненосца-первенца, то, несмотря на смешанную деревянно-металлическую конструкцию корпуса, прослужил «Глуар» по меркам своего времени довольно долго. Лишь в 1883 г., после немногим менее 25 лет службы, он был продан на слом. Впрочем, свою боевую ценность потерял задолго до этого срока — уже к началу 1870-х гг. французский броненосец безнадежно устарел.
1874 год. Фермер из Иллинойса Джозеф Глидден получает патент на колючую проволоку
Колючую проволоку изготовляли издавна, но в современном виде она появилась только во второй половине XIX века. Наиболее удачную конструкцию предложил фермер Глидден: шипы наматывали вокруг одной проволоки по всей ее протяженности, а другую проволоку обматывали вокруг первой, чтобы зафиксировать шипы.
Ограждение из колючей проволоки стало наиболее дешевым и технологичным способом защитить посевы и скот фермеров от диких животных. Отпала необходимость возводить прочные заборы вокруг загонов для скота. Оказавшийся эффективным способ ограждения огромных территорий не только способствовал развитию пастбищного скотоводства в стране, но и покончил с традиционными хозяевами прерий — ковбоями, сделав их профессию невостребованной.
Колючая проволока Глиддена получила широкое распространение. В одних лишь Соединённых Штатах Америки в 1875 г. изготовили 270 т колючей проволоки, а к 1900 г. производство возросло до 150 тыс. т. Впоследствии было разработано много типов проволоки, которые по большому счету отличались только типом шипов.
Имя фермера Глиддена, придумавшего свою проволоку для сдерживания скота на определенных территориях, вписано в историю. А вот кто и когда впервые использовал «колючку», чтобы огородить ею людей, как скот, вряд ли известно точно. Возможно, пионерами в этом деле также стали американцы. В 1882 г. владельцы шахт штата Айдахо с помощью колючей проволоки изолировали бастующих рабочих, недовольных снижением зарплат и увеличением продолжительности трудового дня. Многие из 1 200 горняков, заточенных в этом первом в мире частном концлагере, так и умерли там.
«От лица государства» первыми колючую проволоку стали использовать несколько лет спустя англичане в Южной Африке: с ее помощью во время англо-бурской войны они создавали так называемые лагеря для беженцев, а по сути – первые в мировой истории концентрационные лагеря.
1944 год. Завершается Прибалтийская стратегическая наступательная операция — восьмой сталинский удар
Прибалтийская операция входит в число десяти сталинских ударов, определивших ход Великой Отечественной войны.
Операция проводилась войсками Ленинградского (командующий Маршал Советского Союза Леонид Говоров), 3-го Прибалтийского (генерал армии Иван Масленников), 2-го Прибалтийского (генерал армии Андрей Еременко), 1-го Прибалтийского (генерал армии Иван Баграмян), части сил 3-го Белорусского (генерал армии Иван Черняховский) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота (адмирал Владимир Трибуц). Координацию действий войск осуществлял представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза Александр Василевский.
Всего было задействовано 900 тыс. человек, около 17,5 тыс. орудий и минометов, свыше 3 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, более 2,6 тыс. боевых самолетов. Группировка противника включала в себя оперативную группу «Нарва», 18-ю и 16-ю полевые, 3-ю танковую армии — всего 730 тыс. человек, 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов.
Прибалтика имела важное значение для фашистской Германии. Через этот регион немцы получили стратегические материалы из Скандинавии. К тому же Литва и Латвия поставляли Германии продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а Эстония — нефтепродукты.
К концу августа 1944 г., когда над Германией нависла угроза быть отрезанной от основных сил вермахта, немцы спешно возводили дополнительную оборону и усиливали войска в районе Риги. Гитлер был уверен, что это направление СССР не преодолеет. Не менее сильную оборону создали немцы на нарвском направлении. Нацисты превратили Прибалтику в один большой укрепрайон.
14 сентября 1944 г. советские войска начали наступление на рижском направлении. Несмотря на упорное сопротивление немцев, их первая позиция была прорвана уже к концу дня.
К 24 ноября операция завершилась освобождением всей Прибалтики, кроме Курляндии, где советские войска блокировали 33 немецкие дивизии. Было разгромлено 26 дивизий группы армий «Север», еще 3 уничтожены полностью. Немецкие войска потеряли свыше 200 тыс. человек, из них 33,5 тыс. — пленными. Потери советских войск составили около 61 тыс. солдат.
В ходе Прибалтийской операции 112 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое — второй медали «Золотая Звезда», свыше 332 тыс. награждены орденами и медалями, 131 часть и соединение получили почетные наименования Рижских, Таллинских, Валгинских и других, 481 — государственные награды.
2004 год. На 85-м году жизни умирает от инсульта Артур Хейли — один из самых любимых в СССР зарубежных писателей
Англичанин по рождению и канадец по гражданству, Хейли считался американским писателем, поскольку все его крупные произведения были написаны на американском материале и впервые опубликованы в США.
Во время Второй мировой войны Хейли служил летчиком королевских ВВС, и его литературный успех связан с тем, что он так хорошо знал, — с авиацией. В 1955 г. он летел из Торонто в Ванкувер, когда ему в голову пришла мысль: «А что, если все пилоты отравятся и самолет придется сажать самому?» Так на свет появился сценарий телефильма «Посадочная полоса 08».
Но это еще не успех. Всемирное признание пришло через 13 лет, когда довольно слабый сценарий был переделан в роман «Аэропорт». В 1970 г. по нему сняли одноименный блокбастер с Беном Ланкастером в главной роли, получивший огромное количество наград, включая восемь номинаций на «Оскар». Воздушный терроризм тогда был еще в новинку, и полтора часа аудитория с замиранием сердца следила за попытками обезвредить безумца, пронесшего бомбу на борт. «Аэропорт» стал прототипом бесчисленных фильмов-катастроф, в том числе российского «Экипажа».
Журнал «Иностранная литература» открыл Хейли для советских людей в конце 1960-х. Тираж типографии держали под замком. Друзьям заветные номера давали на одну ночь.
«Аэропорт», «Отель», «Окончательный диагноз» — в СССР эти романы Хейли относились, что называется, к литературе повышенного спроса.
Хейли писал романы, которые у нас назывались производственными, но от отечественных они отличались высоким мастерством и удивительно глубоким проникновением в профессию, вплоть до знания мельчайших деталей ремесла. Так, например, прежде чем приступить к написанию романа «Отель», писатель прочел 27 специально отобранных книг о гостиничном бизнесе.
«Когда я готовлюсь написать книгу, то узнаю даже больше, чем надо, — говорил Хейли в одном из интервью. — Работая, например, над детективом, я проводил сутки с полицейскими из убойного отдела Майами, несколько недель сидел там, ездил с ними на вызовы. Я хочу проникнуть под черепную коробку, чтобы понять, как думает человек».
Последние 40 лет Хейли жил на Багамах. Здесь в своем доме он и скончался, тихо, во сне. Панихиды не было. Вместо этого родные и близкие устроили прием — в честь жизни, а не смерти писателя. Так завещал сам Хейли.