Терапия сказкой и кофе-антистресс. На что идут педагоги, чтобы развить фантазию у юных художников
Столичный педагог Анастасия Ростовцева учит юных минчан изобразительному искусству. Она 10 лет работала в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь», а сейчас руководит художественной студией «ЭкоЭскиз». Сначала преподавала графику: ребята осваивали навыки рисования тушью, пером. Затем горизонты творчества расширились до живописи. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с Анастасией Станиславовной в стенах детской библиотеки № 4.
Если стеллажами с яркими изданиями здесь никого не удивишь, то множество рисунков юных художников, которыми украшены стены храма книги, впечатляют. Библиотекари вспоминают случаи, когда в читальные залы вдруг заглядывали взрослые ценители художественного искусства и интересовались, можно ли приобрести какую-то из этих чудных работ. Что в них особенного, спросите вы? Полет фантазии! Можно увидеть, к примеру, слонолет или черепашью душу.
В общем, все картины полагается рассматривать до бесконечности, возвращаться в детство и медитировать, избавляясь от тревожных мыслей. Однако добиться такого эффекта от творчества получилось не сразу.
Творческий тупик
Казалось бы, вот холст, краски, карандаши — бери и рисуй!
— В определенный момент пришло понимание: дети видят чистый лист и не знают, что изобразить. Это коллапс фантазии, крах. Боязнь пустого холста стала большой проблемой. У ребят отсутствовала креативность. Они открывают готовую картинку и срисовывают, а генерации своих идей нет. И уровень воображения падает, — рассказывает А. Ростовцева. — Чем это чревато? Деградацией общества. Дети с ранних лет становятся потребителями готовой информации.
И педагог стала искать пути решения ситуации. Однажды в гости к юным художникам пришла заведующая библиотекой № 4 Наталия Отческая и попросила детей проиллюстрировать книгу. Между делом посетовала на то, что подрастающее поколение и читать-то стало катастрофически мало, оттого с критическим мышлением проблемы.
А тут ребята взяли и воодушевились! Чтобы нарисовать картинки для произведения, они его прочитали, и каждый интерпретировал сюжет по-своему.
И дело пошло.
— У нас зародился совместный проект «Точки соприкосновения». Его суть — в гармоничном развитии ребенка через книгу и искусство, — поясняет А. Ростовцева.
Завладеть кистью
Проекту уже 10 лет. Педагог работает по авторским методикам, которые показали свою эффективность. Дети читают, учатся фантазировать, осваивают правополушарное, или бессознательное, рисование. Это довольно интересный способ изобразительного творчества. Во время работы над картиной надо «отключить» левое полушарие, отвечающее за логику и прагматичность.
— И рисовать душой. Можно начать с пятна или линии, а дальше вести кисть как чувствуешь, без четкого плана. Во время творческого процесса я читаю детям сказки, наполненные разнообразными метафорами, интересными смыслами, — поясняет А. Ростовцева.
Иногда педагог практикует метод от обратного: сначала юные художники что-то изображают, а затем по своему рисунку придумывают сказку. Результатом такого творчества стало множество выставок. Их организуют в детских библиотеках.
— Важная часть проекта — участие мам и пап. Для взрослых проводим воскресные мастер-классы. Например, есть встречи, на которых дети учат своих родителей рисовать. Используем кофейную живопись. Вместо красок — тонизирующий напиток. Это и ароматерапия, расслабление запахом. Во время художественного занятия задействованы дополнительно органы чувств, — рассказывает А. Ростовцева.
Педагог применяет для взрослых и детей сказкотерапию. Мамы и папы вместе с сыновьями и дочерями рисуют воображаемых героев, придумывают про них истории.
— И бессознательно раскрывают проблемы, которые могут таиться у них глубоко внутри. Подростки, например, могли нарисовать лесных животных и рассказать истории их одиночества. Становилось понятно, что чувствует ребенок. Иногда это открытие для родителей. В такие моменты происходит терапевтическое освобождение, — объясняет педагог.
Основное направление работы с юными художниками в рамках проекта — иллюстрирование книг.
— Мы делали обзоры произведений для детей, стремясь показать многообразный мир чтения, который поможет им в будущей жизни, с которым ребята знакомятся через искусство. Это важно, ведь именно книги для школьников, подростков дают модель поведения, мягко направляя, показывая преимущества главных человеческих ценностей, — считает заведующая библиотекой Н. Отческая.
Часто проводят встречи с современными белорусскими авторами. Ребята иллюстрируют их книги, устраивают выставки и театральные постановки.
Как необычными способами привить любовь к чтению у детей
Погрузиться в атмосферу
— Самое удачное решение — завести традицию семейных чтений. Я бы даже рекомендовала проводить их на базе детских библиотек. Здесь располагающая атмосфера. В читальном зале за столом или на уютном диванчике в уголке почитать книгу детям, ее обсудить. Важно, чтобы ребенок сам выбрал произведение, — советует А. Ростовцева.
Читать животным
— Это уникальная методика. Когда ребенок читает вслух, он подсознательно ждет, что его будут оценивать взрослые. Например, запнулся, запутался, не с тем выражением озвучил диалог… А когда в качестве слушателя выступает твой четвероногий питомец, снижается уровень тревожности, — поясняет педагог.
Обсуждение книги
— Родитель должен быть примером. Если взрослый берет книгу, то же самое делает и ребенок. После чтения можно друг другу пересказать произведение, поделиться впечатлениями, — рекомендует А. Ростовцева. — Когда семья отправляется в поездку, на экскурсию, можно прихватить с собой тематическую книгу. Она разожжет фантазию маленького путешественника. Скажем, узнав о привидении Барбары Радзивилл, ребенок будет в восторге от посещения Несвижского замка. Ведь это такая загадочная и таинственная история!
Фото автора и из архива агентства «Минск-Новости»