f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Терки, воронки, центрифуги. Изделия жестянщиков пользовались большим спросом в послевоенном Минске

Как в Минске второй половины 1940-х молодые ветераны, став вольными ремесленниками, пытались восполнить некоторые пробелы в работе Госплана СССР, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

shhshhshh

Сами с усами

В послевоенном Минске и его окрестностях двигателем обывательской изобретательности стала нищета. Люди шли трудиться на открывающиеся заводы и фабрики, стройки, получая небольшую зарплату. Но встречались и те, кто решался работать на себя. Часто это были инвалиды войны, лишившиеся ноги или глаза, которых не хотели брать на производство. Многие из них обладали вполне светлыми головами и золотыми руками, были молоды, физически развиты и часто на костылях перемещались быстрее, чем иные на здоровых ногах. Искали способы прокормить себя и семью.

Например, очень востребованными стали товары, которые изготавливали жестянщики. У госпредприятий до производства ширпотреба, мягко говоря, не всегда доходили руки. В результате привычные сегодня вещи оказались тогда в дефиците. К примеру, жестянщики делали обычные кухонные терки или воронки для перелива жидкости, а граждане покупали утварь у них на рынках.

Только кажется, что все так просто. На деле требовалось где-то доставать жесть. В первые послевоенные годы по талонам в магазинах отпускали на развес американское ореховое масло. Поступало оно в больших пятилитровых жестяных банках. Вот их потом за небольшую плату и продавали жестянщикам.

К концу 1940-х в Минске, особенно вдали от центра города, население проживало в частном секторе, где начали обзаводиться домашней живностью, даже коровами. Большим спросом пользовались центрифуги для изготовления масла и сметаны. Их тоже мастерили жестянщики из тех же банок. Внутри емкость начиняли разнообразными сеточками-фильтрами. На Суражском, Червенском и прочих столичных рынках центрифуги стоили в среднем 50 рублей. Для сравнения: зарплата бухгалтера тогда составляла около 350 рублей.

1603788551110233099

Выдумка хитра

Поскольку на окраинах Минска, например в районе нынешней ул. Нововиленской или Долгиновского тракта, до начала 1950-х в частном жилом секторе не было электричества, люди с удовольствием покупали керосиновые лампы. Их тоже изготавливали из пустых консервных банок, прилаживая к ним пробки-головки, позволяющие наполнить емкость керосином. Самыми востребованными были керосинки из литровых банок от американской тушенки. К ней жестянщик мог прикрепить отражатель и ручку. Такой источник света подвешивали к потолку. Этот товар пользовался спросом вплоть до середины 1960-х, так как во многих деревнях электричество появилось значительно позже, чем в городах.

czokol rozetka zhulik

Электросчетчики в первые послевоенные десятилетия в частных домах не устанавливали. Плату за свет взымали в зависимости от количества лампочек, их мощности и числа розеток. При этом за последние платили гораздо больше. Появился спрос на устройства под названием «жулик». Умельцы отыскивали на помойках сгоревшие лампочки. Разбив такую, очистив ее от сургуча и стекла, к цоколю припаивали контакты, соединительные трубочки, а затем скрепляли выпиленными заранее деревянными губками. Получался цоколь-розетка, который можно было ввернуть вместо лампочки и вставить в него вилку электроплитки или другого прибора. Вот такая экономия на электричестве, уж извините. Кстати, электроплиты тоже были в основном самодельные: мастеровые доставали нихромовую проволоку, скручивали ее в спираль, подсоединяли к ней провод. Такую «змейку», раскаляющуюся докрасна, можно было выложить на два кирпича, в которых сделан желобок. Для кирпичей паяли ножки из жести.

Часто кустари отслеживали спрос и предложение и восполняли пробелы в работе Госплана. Исчезли, например, из продажи большие крючки для форточек — «ремесленники» тут же принимались производить их из толстой стальной проволоки.

samodelnaya elektroplita

Выездная «сессия»

Кроме минских рынков жестянщики ездили торговать на базары в Смолевичи, Молодечно, другие малые города, куда пешком приходили жители из окрестных деревень, интересующиеся центрифугами и прочими их товарами. К тому же часто отправлялись на базары в Минский район за сельхозпродукцией, так как там она стоила значительно дешевле, чем в столице. Водители полуторок, очевидно не без ведома своего предприимчивого начальства, в базарные дни с заговорщицким видом выхаживали по привокзальной площади столицы. И когда набиралось 20 желающих, вели их в близлежащий двор, где все лезли в кузов грузовика и направлялись в один из городков близ Минска. Стоило удовольствие 10 рублей в один конец. Значит, в две стороны — 20 рублей. В сумме на круг — 400 рублей заработка водителя.

С каким числом вышестоящих шофер делился, неизвестно. Но работники ОРУДа (ГАИ) знали о базарных днях и не упускали «свое». Ведь в полуторке с необорудованным лавками кузовом нельзя было перевозить столько людей.

На рынке прямо на земле жестянщик расстилал клеенку, раскладывал на ней свой товар и начинал торговать. Поскольку советская власть считала, что подобные продавцы могут составить конкуренцию и замедлить страну на пути к коммунизму, это считалось спекуляцией. Ведь рынки существовали для реализации только сельхозтоваров. Стоит напомнить, что на деле спекуляция — это скупка разных товаров и дальнейшая их перепродажа по высоким ценам для наживы. А жестянщик — ремесленник. Тем не менее с их деятельностью должна была бороться милиция. Но она смотрела на это сквозь пальцы. Часто не бесплатно. Житель Сморговского тракта Юрий Власов вспоминал в мемуарах, как мальчишкой в 1950-е ездил на рынки с отцом-жестянщиком: «К нам подходил знакомый отцу в лицо милицейский начальник в гражданской одежде. Он что-то спрашивал и отходил в сторону. Отец, все поняв, хромая на костылях, догонял его и здоровался за руку. В руке были зажаты 25 рублей (буханка хлеба стоила тогда 1,6 рубля), передаваемые милиционеру во время рукопожатия. И это, представляете, было во времена Сталина и Берии. Ничто и никогда не могло остановить человека от житейской изворотливости».

В конце базарного дня кустари-орденоносцы, многие на одной ноге, стояли у столов в пивных, принимали свои 150 г с кружкой пива и говорили о чем угодно — местных новостях, голубях… Лишь бы не о войне.

Еще материалы рубрики:

Из землянок и бараков — в добротные дома. Как развивались столичные заводские поселки в советское время

Первая послевоенная карусель проработала до 1990-х! Как оживал Минск после фашистской оккупации

Как восстанавливалась промышленность Минска после войны, и какую роль в этом сыграли трофеи

Актеры жили в гримерных, а рядом сновали пленные. Как работали театры Минска после его освобождения

Больше 700 посетителей за день. Как восстанавливалась знаменитая «ленинка» после войны

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Премьеру оперетты «Марица» готовят в Музыкальном театре

Премьера оперетты «Марица» Имре Кальмана состоится 29 мая в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в учреждении культуры.

музыкальный театр

Фото носит иллюстративный характер

Режиссером-постановщиком выступит народный артист России Юрий Лаптев из Санкт-Петербурга, дирижер-постановщик — лауреат международного конкурса Юрий Галяс, дирижер — Николай Макаревич, балетмейстер-постановщик — Елена Дмитриева-Лавринович, художник-постановщик — Андрей Меренков.

В афише Музыкального театра эта оперетта уже была, затем исчезла со сцены — и вот теперь возвращается в новой постановке.

Как известно, «Марица», или «Графиня Марица», — оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, написанная в 1924 году.

Премьера состоялась 28 февраля 1924 года в Театре Ан дер Вин в Вене, а в январе 1925 года — на русском языке в Ленинграде. В России оперетта чаще всего шла под названием «Марица».

Ее заслуженно считают «самой венгерской» опереттой Кальмана: она содержит мощные сольные номера с национальным колоритом, трогающие душу дуэты, зажигательные чардаши.

История любви, и не одна, которую рассказывает Кальман, открывает всю красоту человеческих отношений. В основе сюжета — социальное неравенство главных героев, которые хотят быть вместе, но считают, что не могут. Пройдя через недоверие, обман, недомолвки, тяжелые объяснения, находят путь к сердцу любимого человека и обретают счастье рядом с дорогими людьми.

Совсем скоро узнаем, каким это произведение предстанет перед зрителями Музыкального театра.

Белорусские медики представили в Финляндии проекты, один из которых вызвал колоссальный успех

Белорусские врачи приняли участие в работе съезда Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минздрава.

photo 2025 05 22 18 54 21 e1747938285149

Впервые в истории европейской ассоциации первое пленарное заседание в категории «Лучший доклад» открыл выступлением белорусский врач — эндоскопист, заведующий отделом РНПЦ детской хирургии Кирилл Мараховский.

Сотрудники РНПЦ представили три работы. Особый успех вызвала презентация — эндоскопическое лечение белок-теряющей энтеропатии у пациентов детского возраста, перенесших операцию Фонтена. Проект подготовила мультидисциплинарная команда детских специалистов, в которую вошли эндоскописты, рентген-эндоваскулярные хирурги, кардиохирурги, а также анестезиологи. Исследование вызвало особый интерес у врачей из США, Испании, Японии, Польши и Германии.

photo 2025 05 22 18 54 22

Стоит отметить, что для обучения этой методике в РНПЦ приезжали медработники из российских медцентров имени А.Н. Бакулева и В.А. Алмазова.

Справочно

В съезде Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки приняли участие более 5 тыс. врачей из 110 стран мира.

Фото Минздрава