Terra incognita: ученый рассказал об искусственном интеллекте, гениальности и тайнах мозга

В ряде развитых стран на изучение мозга тратятся колоссальные средства. Какие задачи ставятся перед исследователями прежде всего? С вопроса об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» начала разговор с заместителем директора по научной работе Института физиологии НАН Беларуси, академиком, доктором медицинских наук Владимиром Кульчицким.

Искусственный интеллект: ожидания и угрозы

Цель дорогостоящих научных программ (таких, например, как «Искусственный интеллект на основе нейронных сетей» (Machine Intelligence from Cortical Networks/MICrONS). — Прим. авт.) разобраться, как функционирует мозг, и создать искусственный интеллект, по своей творческой эффективности близкий к естественному, — отмечает В. Кульчицкий. Методики при этом применяются разные — компьютерные, интерфейсы, нейронные сети, биологические, комбинированные. Почему на этом сегодня не экономят? Есть множество сфер, в которых целесообразна деятельность устройств (например роботов) с искусственным интеллектом, способных быстро принимать решение в ситуациях, угрожающих жизни. При пожаре, затоплении шахты, аварийной ситуации в подводной лодке или ЧП в космическом корабле.

— Нет ли на пути создания искусственного интеллекта, на ваш взгляд, опасностей? Не чревато ли появление умных машин угрозой для человечества? Ведь благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Пока ученые только в самом начале пути по созданию искусственного интеллекта. Избежать на нем неудач вряд ли удастся. Например, робот София, которого представила компания Hanson Robotics (США), — ущербное подобие естественного интеллекта: его потенциал крайне ограничен. (Задуманная для того, чтобы таскать пакеты из супермаркета, обучать детей в школе и работать с пожилыми людьми в качестве сиделок, она стала известна в Сети своим заявлением о готовности уничтожить человечество. — Прим. авт.). Опасность в возможности привнесения в нейронные сети искусственного интеллекта информации, направленной против человека, существует. Кроме того, самообучающиеся нейронные сети способны на определенном этапе развития принимать деструктивные решения. Эти угрозы тем более реальны, что при фантастическом развитии технологий в современном мире наблюдается определенная деградация морали, нравственности и гуманности.

Ученые в поиске

— На какие вопросы ученые ищут и не находят ответа? Что удивляет лично вас в организации мозга?

Наш мозг по-прежнему остается Terra incognita. Меня бесконечно поражает его гениальное устройство, способность быстро решать сложнейшие интеллектуальные задачи. Лишь один нейрон — клетка Пуркинье в мозжечке — обрабатывает в единицу времени больше информации, чем современный компьютер. А нейронов в нашем мозгу порядка 85 млрд, больше, чем звезд во Вселенной, и в каждом из них множество параллельных каналов обработки поступающих сведений. Неудивительно, что известный российский академик, нейрофизиолог, крупнейший исследователь мозга Наталья Бехтерева пришла к убеждению, что мозг создан Творцом. Это действительно гениальное «изобретение», и без руки Всевышнего тут наверняка не обошлось.

К сожалению, такие неврологические патологии, как болезни Альцгеймера, Паркинсона, эпилепсия, пока не поддаются лечению. Есть ли у ученых надежда, что эти тяжелейшие недуги все-таки удастся побороть?

Если мы не разобрались в деятельности мозга в норме, то еще сложнее выяснить причины его сбоев и развития патологических процессов. Данные об изучении болезни Альцгеймера, Паркинсона, эпилепсии накапливаются в логарифмической зависимости, но статистические сведения об эффективности лечения остаются на прежнем уровне. Но все-таки свет в конце туннеля виден. И в нашем институте продолжается активный поиск методов борьбы с болезнями Альцгеймера, Паркинсона, эпилепсией, опухолями мозга. Есть вдохновляющие результаты в лечении пациентов после ишемического и геморрагического инсультов, травм мозга с помощью стволовых клеток.

— Каково, на ваш взгляд, влияние компьютера на нас? Не начинает ли мозг современного человека лениться из-за того, что всю информацию можно получать очень быстро и легко?

Да, компьютер отучает от усилий в приобретении знаний. Информация с экрана монитора заглатывается, зачастую не осмысливаясь, по поводу нее не формируется собственное мнение. Нельзя забывать и о влиянии видеоизображения на зрительную систему и мозг, об усталости, которую оно вызывает. В этом смысле книга гораздо полезнее для формирования самостоятельного мышления, личности в целом. При ее чтении возвращаешься к наиболее важным страницам, обдумываешь высказанное автором, делаешь заметки на полях, это развивает образное мышление и воображение.

— А что вы думаете, Владимир Адамович, по поводу образования детей, их очень раннего развития? Каких подходов следует придерживаться в школах XXI века?

— В идеале, конечно, необходим персональный подход к каждому ребенку, с учетом задатков и особенностей. Необходимо поддерживать в детях любопытство к окружающему миру, учить их основным принципам познания, формировать самостоятельное мышление. Иностранным языкам лучше обучать с раннего возраста, причем в игровой форме. А вот с физикой, математикой, химией не стоит торопиться. Преподавать на повышенном уровне эти дисциплины имеет смысл только одаренным ученикам, проявляющим к ним интерес, а тем, у кого нет к ним склонностей, — на гораздо более простом, базовом.

— Очень распространено мнение, что наш мозг задействован только на 10 % своей мощности. Знаю, что ученые это опровергают. Какова правда?

Пусть бы кто-то внятно объяснил, как высчитаны эти самые 10 %. Почему именно 10, а не 20, не 30? На самом деле в экстремальных случаях мозг способен совершать настоящие чудеса и работает, возможно, на 200 %. Но на отдыхе, конечно, ленится. Это не значит, что он не работает, просто не так интенсивно, как на экзаменах или при решении сложной научной задачи.

Есть ли зависимость между размером мозга и уровнем интеллекта?

Нет. Уровень интеллекта определяется количеством связей нейронов друг с другом и эффективностью их функционирования. У Анатоля Франса размер мозга был весом меньше 900 граммов, но это был блестящий ум.

А что такое гениальность? Можно ли стать гением?

На мой взгляд, каждый психически и интеллектуально здоровый человек потенциально гениален, особенно в сравнении с компьютерами. Необходимо лишь создать условия для проявления его талантов и способностей. А вот стать гением, то есть стабильно проявлять гениальность, наверное, нельзя. С этим даром рождаются.

— И мозг гения физиологически ничем не отличается от мозга обычного человека?

Думаю, особенность мозга гения — в наличии доминанты (очаг возбудимости нервных центров), нацеленной на познание, решение каких-то интересующих его проблем.

Не единожды читала, что левое полушарие отвечает за рациональность, а правое — за творчество. Но сегодня это считается неверным.

В мозге есть структуры, отвечающие за выполнение определенных «обязанностей». В затылочных отделах, например, находятся нейроны, отвечающие за зрение, в лобных — за когнитивные, познавательные функции, в височных долях — за память. Но сейчас стараются уже «не привязывать» выполнение определенных функций к конкретным участкам мозга, потому что он обладает удивительной пластичностью. Если с одним отделом мозга что-то случается (в результате болезни или травмы), то другие, здоровые отделы мозга отчасти берут на себя его обязанности. И эта особенность — основа для совершенствования методик, направленных на восстановление утраченных функций путем активации определенных отделов мозга.

Сегодня часто слышишь, что мысль материальна и думать нужно позитивно. Есть ли этому научное обоснование?

Мысль материальна в том смысле, что она может воплотиться в массу вещей: в новое медицинское оборудование, сельскохозяйственную машину или атомную бомбу. А что касается позитивных мыслей, то они, конечно, предпочтительнее, чем негативные. В мозгу есть структуры, отвечающие за эмоции и мотивацию. И когда формируется доминанта (доминантный очаг), например в виде убеждения, что ваши усилия приведут к успеху, то она способна влиять на выделение гормонов радости (серотонин, дофамин, эндорфины), на сердцебиение, метаболические процессы, кровообращение, общее состояние. Как утверждали многие великие медики: «У победителей раны заживают быстрее». И это давно научно доказанный факт.

Несмотря на мощь современной науки, в мире все равно встречается что-то необычное. Есть люди, наделенные паранормальными способностями. Почему они зачастую не вызывают интереса ученых?

В Америке действует Фонд Джеймса Рэнди, по условиям которого любому человеку, сумевшему убедить в своих сверхспособностях авторитетных экспертов, выписывается чек на 1 млн долларов. Так вот, за 22 года существования никто из многочисленных претендентов со всего мира не стал обладателем чека.

— И в заключение беседы, Владимир Адамович, — о чем нужно помнить, чтобы мозг служил нам верно и долго?

Главное, не разрушать его сознательно — избегать никотина, токсических веществ, чрезмерных доз алкоголя, не злоупотреблять лекарствами. Важно заниматься спортом, хорошо высыпаться, чередовать интенсивный интеллектуальный труд с отдыхом. А еще наш мозг очень любит познавать. И эту его потребность нужно постоянно поддерживать и удовлетворять.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ