Почему во время спасательной операции недопустимы эмоции и каких правил нужно придерживаться в зоне чрезвычайной ситуации, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала официальный представитель Минского городского управления МЧС Ольга Мельченко.

В постоянном движении
Встречу с официальным представителем Минского городского управления МЧС пришлось несколько раз переносить: ее звали в дорогу служебные дела.
— Так, выезжали на улицу Налибокскую, где в одном из домов горел балкон, — рассказывает О. Мельченко. — Нужно было сделать фото, видео и подготовить материал — через имеющиеся у нас ресурсы необходимо оповещать горожан о чрезвычайных ситуациях, которые происходят в столице. С февраля руковожу сектором информации и общественных связей Минского городского управления МЧС. В моей команде два человека. Одна из наших задач — выезжать на крупные или наиболее резонансные происшествия.
Как правило, приходя на работу, О. Мельченко не знает, что ее ждет:
— Конечно, у меня есть рабочие планы. Правда, часто ситуация разворачивается таким образом, что приходится бывать в разных частях города. Например, недавно мы участвовали в семинаре работников пресс-службы МЧС, который завершился пятничным вечером. Казалось бы, можно готовиться к выходным, но нет — произошло загорание в административном здании на улице Смоленской. Только собрали материалы по этому ЧП, подготовили и разместили все на информресурсах, как поступило сообщение о пожаре в неэксплуатируемом частном доме в Лошицком проезде. Да, не совсем резонансное происшествие, однако для нас это возможность сделать хорошие кадры спасателей в боевых условиях. Думаю, лучшая имиджевая составляющая нашей сложной профессии — показать ее такой, какая она есть. Ребята наши скромные, а так хочется, чтобы об их ежедневных подвигах знали.

С утра до ночи
Рабочий день О. Мельченко официально длится с 9:00 до 18:00, но выезжать на чрезвычайные ситуации приходится и в выходные, и в праздничные дни, и ночью.
Один из показательных случаев — обрушение пешеходной части моста на ул. Немиге, которое произошло в январе 2022 года.
— Я была в числе первых прибывших работников МЧС. В ту ночь мне не спалось — решила посмотреть новости в телефоне. И тут пришло сообщение о ЧП на Немиге. Я сразу же встала, оделась, взяла с собой термос с чаем и поехала на место происшествия. Когда увидела эти бетонные глыбы моста, надеялась, как и все, что под ними никого нет. К счастью, обошлось без пострадавших, но последствия оказались серьезными. Включилась в работу — надо было взаимодействовать с СМИ. Домой попала только в пять часов вечера, — вспоминает собеседница.
По ее словам, пресс-служба тесно сотрудничает со штабом ликвидации чрезвычайных ситуаций городского управления МЧС.
— Куда едут офицеры штаба, туда и мы. Помню такой случай: в одном из столичных общежитий во время сильного пожара спасли женщину, и эти кадры удалось снять. Эмоции минчанки были неподдельными — в них отразились и пережитый в огненной ловушке ужас, и искренняя благодарность спасателям, — отмечает О. Мельченко.

На линии от огня
— Конечно, существуют правила техники безопасности и охраны труда, которые во время спасательной операции необходимо соблюдать. По-другому никак, — продолжает собеседница. — Нужно вести съемку на таком расстоянии, чтобы не создавать неудобств подразделениям МЧС. Не должно быть угрозы и собственной жизни — мы не можем находиться в эпицентре ЧС. Однако у нас есть техника, которая позволяет выполнять профессиональные обязанности. Например, используем длиннофокусные объективы, чтобы не мешать работе спецтехники и спасателей. Так мы и поступили в ситуации с разливом химических веществ на одной из сортировочных станций — сделали фото и видео с безопасного расстояния.
В выполнении задач О. Мельченко помогает накопленный опыт:
— Когда за плечами множество ЧП и ты знаешь, как будут действовать наши подразделения в той или иной ситуации, уже от этого отталкиваешься и понимаешь, что и как снять.

Не поддаваться эмоциям
По словам О. Мельченко, она всегда очень переживает за спасателей, которые уходят в опасную зону. И волнуется еще больше, когда узнает, что в горящем помещении или здании могут находиться люди.
— На пути следования к месту происшествия (а выезжаем мы чуть позже спасателей) все в ожидании того, что же будет дальше. Но, что бы ни случилось, отработать нужно хладнокровно. Увы, бывали жуткие инциденты с гибелью людей. К непоправимому зачастую приводит элементарное пренебрежение правилами безопасности. Однако произошла трагедия, и о ней надо рассказать так, чтобы горожане понимали, какие могут быть последствия. А еще чтобы сочувствовали тем, у кого беда, — рассуждает собеседница. — Причем, в отличие от журналистов, передать информацию необходимо в довольно сдержанном стиле. Эмоции — это все потом. Да, волнительно, но такая работа и ее надо делать.
Мечта сбывается
Майор внутренней службы О. Мельченко родом из Гродно. Училась в Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь. По распределению как лучшая выпускница и стипендиат президентского фонда попала в Минск в 2016-м.
Первое место работы — инспекция надзора и профилактики Московского РОЧС. Оттуда очень скоро перешла в городское управление, где ей предложили должность пресс-секретаря.
— По сути, так и реализовалась моя детская мечта стать журналистом и фотографом. Тружусь в потрясающей структуре, которая спасает человеческие жизни, делает все для обеспечения безопасности в столице. Могу об этом с гордостью рассказывать и учить людей правилам безопасного поведения. Очень люблю то, что делаю! — подытоживает собеседница.
Фото из архива Ольги Мельченко