Трагедия Минского гетто: графика Меера Аксельрода представлена в Историческом музее

Выставка «По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода», приуроченная к 75-й годовщине уничтожения Минского гетто, открылась 23 октября в Национальном историческом музее, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Во время открытия экспозиции руководитель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Владимир Черницкий и его заместитель Борис Герстен рассказали о жизненном пути художника. Меер Аксельрод родился в 1902 году в Молодечно. После участия в большой художественной выставке в Минске получил направление Наркомата просвещения на учебу в Москву, окончил графический факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Его связи с Минском никогда не прерывались. В начале войны остался в Москве, отказавшись от эвакуации, писал антифашистские плакаты. Был мобилизован, однако вскоре вызван режиссером Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный».

Персональные выставки М. Аксельрода при жизни художника состоялись в Алма-Ате (1944) и Ростове (1968), посмертно – в Москве (1970, 1982), Ленинграде (1973), а также в Нью-Йорке, Лондоне, городах Германии и Израиля. Начиная с 1970-х широкую известность получили серии его картин «В степи» – впечатления от поездки в крымскую еврейскую коммуну-кибуц, «Гетто» – на картинах угадываются лица жены и дочери художника, как бы символизирующие причастность оставшихся в живых к минской трагедии, а также живописные «Воспоминания о старом Минске».

На выставке «По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» впервые в белорусской столице представлены эскизы и наброски к сериям графических работ «Немецкая оккупация» («Зверства немцев»), «Гетто», а также иллюстрации к книгам о Великой Отечественной войне. Каждый такой рисунок создан и существует в единственном экземпляре. Лаконичные, выразительные линии, высокий эмоциональный градус… Меер Аксельрод сумел минимальными средствами выразить то, что происходило в годы войны, рассказать о жестокости и предательстве, жертвенности и благородстве.

О художнике на вернисаже говорили историк, коллекционер Илья Васильев, искусствовед Лариса Финкельштейн, писатель, правозащитник, руководитель фонда «Холокост» Алла Гербер, директор Национального исторического музея Павел Сапотько.

Эта экспозиция – совместный проект Национального исторического музея, Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, Фонда Александра Печерского, галереи «Веллум» (Москва) и Израильского культурного центра при Посольстве Государства Израиль в Республике Беларусь.

Выставка будет работать до 12 ноября включительно.

Фото Сергея Лукашова

 

Самое читаемое