Транзитный потенциал

Сергей Воляк
Автор материала:
Сергей
Воляк

Тот случай, когда скорость очень даже имеет значение. Скорость пересечения территории страны обратно пропорциональна прибыли, на которую может рассчитывать транзитная Беларусь. О том, что этот самый транзитный ресурс едва ли не самое большое богатство страны в центре Европы, учат с начальных классов школы. Это первое, о чем заявляют официальные лица на бизнес-форумах с участием иностранных инвесторов.

И ведь выглядит все на первый взгляд просто. Казалось бы, ставь на этом пересечении путей с запада на восток и с севера на юг кассовый аппарат — и никаких проб­лем с наполнением бюджета. Пока большей частью именно так и есть. Беларусь лишь собирает деньги за пересечение своей территории. Но собирает, как показывают исследования, далеко не те объемы, которые потенциально способна иметь. Одно из последних исследований в сфере транзита грузов автомобильным транспортом через Беларусь обозначило состояние и рассмотрело перспективы отрасли до 2025 года. Исследователи фиксируют рост торговых потоков между Беларусью и Россией, Беларусью и Европейским союзом, а также транзитных потоков. По данным транспортной статистики, с 1995 года они выросли в 3-4 раза. В итоге общий внешнеторговый оборот грузов в Беларуси превышает 100 миллионов тонн. Для подъема причин несколько, в основном они макроэкономические. Это хорошие темпы рос­та (благодаря нефтяному буму) экономики России, которая завозит как никогда много импорта. Грузы идут через Беларусь, благоприятно отражаясь на нашей транспортной статистике. В то же время, отмечают исследователи, существует еще масса искусственных барьеров, которые сдерживают рост грузопотоков. Среди них некоторые аспекты таможенного законодательства, технические и инфраструктурные ограничения, особые требования к водителям транспортных средств. Тем не менее эксперты пришли к выводу, что индекс сложности транзита за этот же период менялся положительно. Что самое главное — нормативно-правовая база улучшилась и перевозчикам стало проще и сравнительно дешевле пересекать территорию Беларуси. Значительные успехи достигнуты в области таможенного законодательства, одного из наиболее чувствительных вопросов для иностранных грузовых операторов. Индикатор «Таможенное законодательство» улучшился на 40 пунктов, сделав наибольший вклад среди прочих индикаторов в общий рост значения индекса. Кроме того, еще два показателя улучшили свои значения за это время: доступ на рынок и требования к водителям (на 15 и 30 пунктов соответственно). Остальные два — технические правила и другие требования — демонстрировали снижение, однако смогли восстановиться до нулевого уровня к 2010 году. Учитывая все обстоятельства, авторы работы пришли к выводу, что к 2025 году число транзитных грузоперевозок автотранспортом через территорию Беларуси может вырасти до 2-2,6 миллиона поездок в зависимости от того, по какому сценарию — негативному или позитивному — будет развиваться ситуация в экономике РФ и какие меры будут предприняты в Беларуси. В том числе для того, чтобы несколько притормозить (в лучшем смысле слова) скорость пересечения страны грузовым автотранс­портом. Не просто обеспечить безопасный и легкий проезд по своей территории, а на своей же территории грузы обработать в своих же логистических центрах. А это уже другой уровень прибылей, действительно эффективное использование транзитного потенциала.

 

Самое читаемое

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Простите, Сергей, а где в этом отчете (результатах исследования) ваше мнение?

  2. Вы что не умеете читать между строк? Как по мне, так автор и не давит, и подумать самому можно. А мнение между строк оч даже читается! Умный малый

  3. То чувство, когда предыдущий комментарий написал сам автор))

Комментарии закрыты