Тревожность, апатия и бессонница. Врач рассказала, как распознать постковидную депрессию
Восстановление организма после COVID-19 проходит непросто. Многие даже из числа тех, кто переболел легко, говорят о бессилии и хронической усталости, снижении аппетита, безучастности ко всему происходящему. Одним из последствий коронавируса может стать депрессия. Как ее распознать, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
После ковида человек часто чувствует дискомфорт от того, что он не такой активный, как был, что многие вещи ему даются труднее, чем до болезни. И вот здесь может присоединяться психологический компонент постковидного синдрома — недовольство своей работоспособностью и активностью, своей жизненной энергией, потеря интереса к жизни.
— Эти проявления можно назвать субдепрессивными, — комментирует врач-психотерапевт Елена Шпилевская. — Это когда признаки депрессии есть, но они не резко выражены и не дотягивают до клинического диагноза.
Причины возникновения депрессии
Сразу следует разобраться, что такое депрессия — хоть постковидная, хоть нет.
— Депрессия — это эмоциональное нарушение, обычно проявляется снижением фона настроения. Может длиться три недели, месяц и больше, — объясняет Е. Шпилевская. — В этот период человека ничего не радует, он ничего не чувствует, ничто ему не доставляет удовольствия. При этом бытовыми методами состояние не исправляется.
Одни врачи списывают такое осложнение после COVID-19 на изначальную предрасположенность пациента, другие говорят про общее поражение нервной системы, есть предположения о влиянии бессонницы. Специалист отмечает, что плохой сон усиливает разочарование, связанное с изоляцией, может мешать контакту с другими людьми из-за ненормального режима сна и бодрствования, а от этого усугубляется чувство отчужденности и покинутости. Нарушение сна может быть предрасполагающим фактором для усугубления депрессии или даже провоцировать депрессивный эпизод.
— К депрессии на фоне инфекции чаще склонны люди, уже имеющие какую-либо предрасположенность к расстройству, — рассказывает врач-психотерапевт. — Если нервная система не отдыхает, она становится уязвимой к разным нарушениям — например, тревога или паника.
Как утверждает специалист, постковидная депрессия практически всегда сочетается с тревожностью. У некоторых людей симптомы появляются еще во время борьбы с вирусом и сохраняются после выздоровления. Иногда тревожные расстройства и депрессия возникают спустя недели и даже месяцы после победы над ковидом. Бывает, что в депрессии человек испытывает настолько сильную апатию, что ему трудно встать с кровати и, например, дойти до кухни. Все это сопровождается ощущением своей никчемности и вины за невозможность нормально учиться, работать и участвовать в жизни семьи.
Как лечат постковидную депрессию
Е. Шпилевская подчеркнула, что обращаться к врачам имеет смысл, если человек замечает симптомы депрессии в течение пары недель. Как правило, это не только снижение настроения, но и более значительные перемены в жизни.
— К специалисту обращаются, когда снижается работоспособность и изменяется обычный ритм жизни, — комментирует психотерапевт. — Еще один звоночек — возникновение суицидальных мыслей, тревога нарастает до такой степени, что нарушается сон.
Особых методов лечения постковидной депрессии нет, оно проходит так же, как и при любой другой.
— Депрессия в принципе лечится не каким-то конкретным одним препаратом. Выбираются те лекарственные средства, которые более подходят под симптоматику, а она у пациентов может различаться, — объясняет Е. Шпилевская. — Точный прогноз по длительности лечения также дать невозможно. Многое зависит от того, как быстро получится подобрать подходящий препарат. То, что помогает одному человеку, у другого может давать ухудшение.
Даже после того как препараты от депрессии будут подобраны и начнут действовать, бросать их нельзя. Врач отмечает, что терапию нужно продолжать полгода с момента достижения улучшений.
— Время подбора антидепрессанта и его дозировки за лечение не учитывается, — уточняет специалист. — Отсчет начинается после того, как достигается состояние улучшения, купирования депрессивного эпизода.