1200h90 2

Триумфальные арки, фрески и декоративные иллюзии. В каких стилях выполнены уникальные сооружения Минска

Есть известное выражение «Архитектура — это застывшая музыка». Какие мелодии можно «услышать», любуясь уникальными сооружениями столицы, признанными нашим историко-культурным наследием, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

28 11 2024 religiya czerkvi arhitektura malinovskaya36

В таком деле не обойтись без помощи эксперта. Проводником в мир зодчества стал белорусский архитектор Дмитрий Бубновский.

При встрече Д. Бубновский сразу предупреждает: в силу особенностей нашей истории (частые военные разрушения с последующим восстановлением, а также перестройки в угоду «изменчивой моде») в белорусской архитектуре не всегда можно увидеть абсолютно типичные черты того или иного стиля. Даже в специальной литературе есть разные трактовки относительно принадлежности конкретных объектов к определенному течению. И все же пробуем выстроить систему.

Когда древний Минск вышел за пределы замчища и началось освоение площадки нынешнего Верхнего города, застройка на первом этапе, видимо, была готической, — говорит собеседник.  Но от того периода остался лишь маленький фрагмент кирпичной кладки, не несущий никакой информации об эстетике и о пластике сооружения. Его обнаружили в здании нынешней музыкальной школы на ул. Энгельса, 1. Раньше там находился один из монастырей. Как определили, что кладка готического периода? По размеру кирпичей и характерному методу их перевязки, а также по составу раствора. Поэтому несложно было идентифицировать время.

Д. Бубновский продолжает: на смену готике пришла эпоха Ренессанса, в том числе в архитектуре. Образцы такого зодчества есть и в нашем городе. Правда, их немного.

Утонченный ренессанс

Ренессанс — это возврат к принципам античной классической архитектуры, к использованию ее приемов.

Ренессанс, являясь отражением идей реформации в социуме, любил чистые формы: круг, квадрат, прямоугольник, — поясняет эксперт.  Отсюда простота и логичность конструктивного решения сооружений. Если на готический объект смотришь и думаешь: это возможно только с божьей помощью, то здесь такого нет. За человеком тоже признается статус созидателя. Все подчиняется логике. На смену стрельчатым аркам приходят полуциркульные, появляются прямые перекладины, в практику вводятся античные ордера — определенные системы формирования и сочетания архитектурных элементов, часто используются профилированные обрамления оконных и дверных проемов с карнизами, сандриками (разновидность карниза) и пр.

Отправной точкой Ренессанса считается Италия XV века. Стиль просуществовал до начала XVII столетия.

В этот период в архитектуре вновь появляются триумфальные арки и колоннады; резьба по камню и декор; фрески в интерьере и на фасадах; купола и крестовые своды в церквях и соборах; фронтоны, балясины и пилястры на фасадах зданий; порталы и лестницы как важные элементы композиции; четкие геометрические формы и линии; декоративные иллюзии, такие как ложные окна и др.

До наших земель влияние европейских процессов в зодчестве дошло позже. В Минске образцы ренессанса появились лишь в XVII веке. Знакомьтесь.

Церковь Святого Духа (ныне концертный зал «Верхний город» на площади Свободы)

Белорусский униатский храм построен примерно в первой трети XVII столетия. В 1936-м был взорван. Воссоздан в 2009–2011 годах в том же облике, который имел до перестроек 1840-х. Известно, что главный фасад был украшен нишами, расписанными фресками с изображениями святых. Сейчас он белый. Росписи не восстанавливали. Зато можно любоваться красивым фигурным фронтоном с декором (фигурность фронтона указывает на поздний Ренессанс). А в подвальном этаже частично сохранились фундаменты старой церкви. Увидеть их можно во время экскурсий по Верхнему городу, которые проходят в рамках летнего музыкально-туристического сезона.

Петропавловская (Екатерининская) церковь (ул. Раковская, 4)

Построена в 1611–1613 годах. Это самый старый сохранившийся храм города. За свою историю он пережил несколько пожаров и перестроек, был разграблен наполеоновской армией. В его стенах в разное время размещались лазарет, архив. Екатерининской церковью собор назвали после того, как императрица в 1795-м выделила деньги на восстановление его после пожара. В 1991 году храм вернули верующим.

В литературных источниках объект причисляют к стилю барокко или пишут: с элементами ренессанса и барокко. Однако, на мой взгляд, общее пластическое решение храма говорит в пользу ренессанса, — считает Д. Бубновский.  Четкие понятные линии, классические архитектурные приемы, фронтон и другие типичные элементы. Немного выбиваются из этих характеристик лепестковые окна в круглых обрамлениях на башнях, но они являются следствием не совсем обоснованной реставрации. Кстати, назвать их барочными тоже нельзя, скорее это готические мотивы.

Витиеватость барокко

Стиль барокко появился в Италии также в XVII–XVIII веках. Он отличался выразительностью, обилием декора, пышностью и даже излишеством. Все приемы работали на то, чтобы поразить зрителя увиденным. Характерные черты зодчества того периода: обилие изогнутых линий, округлых и волнообразных форм в сочетании с резкими переломами, использование контрастов, эмоциональность и чувственность. Живопись, скульптура, архитектура объединялись в новые пространственные отношения — как реальные, так и иллюзорные. В то же время сооружения могли сильно отличаться друг от друга и иметь индивидуальный стиль.

А еще, по словам эксперта, барокко — отражение идей контрреформации. Какие могут быть ясность и прогнозируемость, если «пути Господни неисповедимы»? Плавное перетекание от света к тени, затем резкий перелом, потом опять все плавно — это и есть воплощение судьбы, рока.

Вероятно, такой подоплекой и обусловлено длительное доминирование стиля барокко в Беларуси. Ведь, по сути, со времени распада ВКЛ территория нашей страны была зависима либо от восточной, либо от западной метрополии. Как раз тот случай, когда в обществе сильны нарративы, в частности «не ищи смысл жизни — как судьба скажет, так и будет».

В Восточной Европе первым памятником барокко считается несвижский Фарный костел.

Архитектура Минска представлена замечательными образцами виленского барокко, — вводит в курс дела Д. Бубновский.  Его правильнее было бы именовать белорусским, но государство в тот период называлось Великое княжество Литовское. Поэтому барокко виленское. Наиболее характерными были культовые постройки. Как правило, это двухбашенные храмы с выразительным силуэтом.

А теперь о том, что сохранилось в Минске.

Собор Сошествия Святого Духа (ул. Кирилла и Мефодия, 3)

Храм с двумя многоярусными башнями и фигурным фронтоном между ними (мозаичная икона Божией Матери на фронтоне появилась в 1990-х). История собора началась в 1633–1642 годах, когда на месте церкви во имя Космы и Дамиана, православного мужского монастыря, известного с XV века, выстроили храм католического женского монастыря бернардинок. Его пластика была рассчитана на восприятие в плотной городской застройке через монастырскую стену.

Сегодня традиционное окружение храма утрачено, в связи с чем пропорции фасада (особенно боковые нефы) воспринимаются иначе, кажутся неидеальными. Поскольку в здании католического по происхождению костела сейчас расположен православный собор, его интерьеры, к сожалению, претерпели изменения и не могут быть визитной карточкой виленского барокко. Сказались канонические различия в допустимости изобразительных средств в убранстве католических и православных храмов.

Костёл Святого Иосифа (ул. Кирилла и Мефодия, 4)

Был возведен как часть монастыря бернардинцев в 1652 году. Монастырский комплекс и костел вместе с ним неоднократно горели в пожарах, однако каждый раз заново отстраивались. После воссоздания фронтона при реставрации фасадов черты барокко стали очевидны. Сейчас в здании располагаются два архива.

Построен как трехнефная безбашенная базилика. Интересно решен главный западный фасад храма, где сосредоточены основные декоративные элементы. Фасад не плоский, а фигурный, чем отличается от соседнего ренессансного здания КЗ «Верхний город», где тоже нет башен, но фасадная стена плоская. Здесь центральная часть выделена высокими пилястрами (вертикальный выступ стены, изображающий колонну) со своеобразными капителями (венчающая часть пилястры) и завершена плавным абрисом с двумя волютами (архитектурная деталь в виде завитка) по бокам. Боковые части декорированы двумя нишами, где первоначально была установлена скульптура.

Собор Пресвятой Девы Марии (площадь Свободы, 9)

Ранее назывался костелом Иисуса, Марии и Святой Варвары и входил в комплекс Иезуитского коллегиума. Возведен в 1700-м. За немалую историю здания его перестраивали, меняли назначение. Например, в советский период здесь находился спортивный объект. При этом были утрачены обе башни главного фасада, полностью изменилась внутренняя часть сооружения. Исторический облик возвращен храму после реставрации в 1990-х годах. Работы продолжались и после того, как костел был открыт для верующих. Воссозданы утраченные башни.

В интерьерах удалось реставрировать барочный декор и восстановить часть уникальных фресок начала XVIII века, которые обнаружили под слоями штукатурки, краски и даже облицовочной плитки. Подобной живописи в Беларуси сохранилось крайне мало, равно как и тонко нюансированной пластики внутреннего декора с «ниспадающими» на определенных фрагментах карнизами. Сейчас в Минске это единственный объект, где можно полюбоваться барочными интерьерами.

Градостроительное окружение храма претерпело меньше изменений, чем костел бернардинок, что позволяет оценить традиционное восприятие барочных доминант в городской среде.

Две трехъярусные башни храма украшены пилястрами и завершаются фигурными шатрами. Между башнями возвышается фронтон с фигурой Девы Марии в нише. Над портиком с колоннами ионического ордера находится балкон с балюстрадой. Все это создает восхитительный внешний облик лицевого фасада.

Справочно

Дмитрий Бубновский начал свой трудовой путь в 1978 году. Работал в Специальных научно-реставрационных производственных мастерских, «Минскпроекте», проектном филиале «Белреставрации». Возглавлял Государственную инспекцию Министерства культуры, а затем Комитет по охране историко-культурного наследия. Является научным руководителем ряда исторических объектов, в первую очередь замкового комплекса «Мир». Автор более 50 публикаций по историко-культурному наследию в разных изданиях.

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Папа Римский впервые появился на публике после тяжелой болезни

Папа Римский Франциск впервые появился перед верующими после перенесенной пневмонии, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.

755747470282563 e1615617243273 1

Папа римский Франциск (Фото: Ramiro Agustin Vargas Tabares / ZUMA / Global Look Press)

Религиозный деятель вышел на балкон больницы в Риме для воскресного благословения 23 марта. Перед госпиталем скопилось несколько сотен горожан, желающих увидеть Папу Римского. Собрались верующие и на площади Святого Петра, где велась трансляция происходящего на больших экранах. Франциск поблагодарил прихожан. Присутствующие отметили, что его голос все еще был слабым после кислородной терапии.

Известно, что Папа Римский преодолел довольно серьезный недуг: двустороннюю пневмонию. Во время болезни у него несколько раз случались сильные респираторные приступы, два из которых были опасны для жизни.

Сейчас 88-летнему Франциску врачи назначили двухмесячный покой. Он будет продолжать лечение, но уже в своей резиденции. Его профессиональная деятельность также будет не такой интенсивной в связи с состоянием здоровья.

 

Минчанин обманул знакомого, взяв у него на развитие бизнеса 115 тыс. долларов

Мера пресечения в виде заключения под стражу санкционирована в отношении 34-летнего ранее судимого горожанина, которого обвиняют в совершении мошенничества в особо крупном размере, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Фрунзенского района.

emil kalibradov gng af9a3so unsplash

Фото носит иллюстративный характер, фото Unsplash

С июня по октябрь 2023 года фигурант в несколько этапов брал у знакомого в долг деньги якобы на реконструкцию лесопильного цеха и складских помещений в одном из райцентров Витебской области, принадлежавших его компании. Причем судебные исполнители в тот момент уже реализовывали эту недвижимость в счет погашения имеющейся у предприятия задолженности.

В оговоренный срок злоумышленник не вернул одолженные 115 тыс. долларов, что вынудило приятеля обратиться с заявлением в милицию. В отношении мужчины возбудили уголовное дело.

— В июне 2016 года обвиняемый был осужден к лишению свободы за разбой, а 2 октября 2024-го за совершение такого же преступления получил 12 лет колонии, — прокомментировал заместитель прокурора Фрунзенского района Андрей Сербун. — Ему предъявлено обвинение в повторном завладении имуществом путем обмана и злоупотребления доверием (мошенничестве), в особо крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 209 УК.

В настоящее время по данному уголовному делу проводятся следственные действия по установлению новых фактов мошенничества.

В отношении обвиняемого санкционирована мера пресечения в виде заключения под стражу.