ЦИРКОВАЯ АЗБУКА. Ш – шпрехшталмейстер

Агентство «Минск-Новости» начинает серию публикаций, посвященных 60-летию столичного манежа, под названием «Цирковая азбука». Юбилей Белгосцирка приходится на февраль 2019-го. Будем рассказывать о работниках этого знаменитого учреждения культуры и главных профессиях арены.

Кто такой шпрехшталмейстер и что он делает в Белгосцирке? Своими мыслями о профессии ведущего с корреспондентом агентства «Минск-Новости» поделился единственный в стране цирковой конферансье Дмитрий Александров.

Об артистах

Бывают очень хорошие клоуны. А бывают… непьющие (смеется). Но все они непременно норовят затащить меня в свои репризы. Да мне и самому это нравится.

Первые трудовые дни, выходя в манеж, старался работать на первый, четвертый сектор и ложу. Ведь здесь самые дорогие билеты (улыбается). На самом деле просто не понимал, как это — работать на весь зал. Крутиться, что ли? Спасибо одному заслуженному артисту — показал и научил.

Очень часто с публикой играют в «обманки», щекочут нервы. Лучшие актеры получаются из воздушных гимнастов и канатоходцев. Приходится подыгрывать и мне, намекая залу на «смертельный номер».

Среди артистов-гостей всегда ищу рыбаков. Подхожу перед генеральным прогоном, когда все участники представления вместе, и спрашиваю: «Кто рыбак?»

О семье

В детстве после посещения минского цирка устраивал для родителей домашние мини-представления. Брал у мамы дезодорант — это был мой микрофон, объявлял номер. Переодевался в клоуна, обязательно напяливал на нос шарик от пинг-понга, предварительно его раскрасив. Ну а в качестве артистки-акробатки выступала моя младшая сестра (смеется).

Родные и близкие стараются не пропускать ни одной премьеры в нашем цирке. Считаю, что привил им дополнительную любовь к цирковому искусству. Дочь, правда, реже стала приходить на спектакли из-за учебы в вузе. Хотя еще пару лет назад у нее было большое желание научиться жонглировать и ездить верхом. С первым получилось, а со вторым… Я был против. При всей моей любви к лошадям считаю этот жанр очень травмоопасным. Снимаю шляпу перед наездниками.

Мнение, что цирк — зрелище для детей, устаревшее. Кто же их туда приводит? Взрослые. А ведь им тоже должно быть интересно.

О работе

Я как-то позвонил в отдел кадров цирка и поинтересовался насчет вакансии ведущего. Мне сказали: увы, нет такой… А спустя время к нам в эфир (я работал и работаю на радио) пришел худрук цирка Витаутас Григалюнас. Подхожу, здороваюсь и спрашиваю, есть ли у них вакансии. Оказалось, есть.

В профессии шпрехшталмейстера все хорошо, кроме одного — выговорить ее не у всех получается (смеется). Это чисто цирковое название. В трудовой книжке все проще — артист-конферансье.

Меня по старинке часто путают с инспектором манежа. Ведь раньше он командовал униформой, отвечал за всё представление и номера успевал объявлять. У нас же вопросами репетиций, подвески оборудования и прочего заведует настоящий инспектор манежа Белгосцирка Василий Уманец.

Первое свое представление помню замечательно. Волнение дикое, но был горд собой, что не накосячил — всех объявил вовремя и правильно произнес фамилии, имена, регалии и звания.

На гастроли меня не берут. В каждом цирке в других странах есть свой ведущий. Хотелось бы? Возможно. Только на недельку-другую. Между перерывами в программах Белгосцирка (улыбается).

В цирке важно все — трюк, свет, звук. Сейчас зрителя надо удивлять. Ведь как порой шикарно смотрится номер, когда в него добавляют струи воды и лазеры! Это я о «Фонтанах» в нашем цирке вспомнил.

О секретах

Между номерами мы с артистами, как правило, весело общаемся. Рассказываем смешные анекдоты, истории из жизни. Иногда выступающих нужно просто подбодрить, справиться о здоровье. Конечно, есть и такие, кто серьезно настраивается. Зависит от жанра.

Вот чего не люблю, так это с папкой-планшеткой работать. Не понимаю цирковых ведущих, читающих с листика на обычных представлениях. Тренируйте память!

Помню, приезжали к нам артисты из КНДР с групповым номером. Меня попросили представлять всех поименно после завершения их выступления. Я выучил все их фамилии — Чим Чен Кхе, Ким Чан Хке и так далее. Сложно… Но это моя работа, и я хочу делать ее профессионально.

В нынешней программе «Цирки мира» тоже участвуют северокорейцы. Подхожу к ним и говорю: «Анйохасьё». Это означает «здравствуйте». А переводчик-кореец мне в ответ: «У вас очень хорошее произношение». Мне было приятно.

О казусах

Во время программы «Парад династий» забыл объявить артистку: заговорился с кем-то за кулисами. Она не обиделась.

Как-то вышел в манеж, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на трюке обезьяны. А она под барабанную дробь начала дуть прямо на пол. Зал был в восторге. Или как говорят клоуны, в зале была «стоняра».

Когда увидите ведущего под куполом? Когда установят очень крепкие тросы (смеется). Один раз поднялся метра на три, и уже было страшно.

О ролях

Есть классический цирковой дивертисмент. Тогда я просто как ведущий объявляю номера. А в сюжетных спектаклях играю персонажей. Поэтому всегда интересно, кем буду в следующий раз. Признаюсь, очень понравилось играть отрицательного героя Непогоду в новогодних шоу. Видимо, устал я от положительных персонажей сказочника и Деда Мороза.

Люблю, когда целиком занят в шоу, когда не присесть. Бывали представления, что в начале программы поздороваешься, потом антракт объявишь и в эпилоге артистов представишь. Всё. Тогда время тянется катастрофически медленно. Раньше занимал себя жонглированием в гримерке. Теперь «пилю соло» на гитаре. А что? С гитарой номера никто еще не объявлял, кажется. Может, первым буду!

Фото автора и из Интернета

Самое читаемое