Турникет теперь «принимает» и банковские карты: в метро заработала новая система оплаты проезда

Оплатить проезд в метро без ожидания в очереди за жетоном? Теперь это возможно. Систему бесконтактных платежей официально запустили в столичной подземке 19 сентября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Правда, пока только на одной станции — «Площадь Ленина» (вход со стороны ТЦ «Столица») — и только на одном турникете.

Схема проста: к считывающему устройству нужно приложить банковскую карту, с которой сразу спишется стоимость жетона. Важное условие: карта должна поддерживать бесконтактный способ списания денег. В данном случае это карты системы Visa payWave.

Будем стремиться сделать единый валидатор, который будет принимать все три вида карт (проездной Минского метрополитена; проездной предприятия «Минсктранс»; банковские карты системы Visa payWave. — Прим. авт.), — сообщил на пресс-конференции заместитель директора по эксплуатации ГП «Минский метрополитен» Андрей Михайловский.  — Пассажир сможет не стоять в очереди для покупки жетона по наличному или безналичному расчету, а оплатить проезд с помощью бесконтактной банковской карты.

В планах метрополитена — продолжать развитие новой технологии (напомним, пока действует только один турникет на одной станции метро).  Свою лепту в это внесет также опрос населения (на предмет удобства новой технологии), который планируют провести уже в октябре-ноябре текущего года.

Отметим, в сутки столичный метрополитен перевозит около 800 тысяч пассажиров.

На данный момент в столице организовано более 260 городских маршрутов, на которых задействовано свыше 2 тыс. единиц подвижного состава, — уточнил директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов. — Ежедневно перевозим около 2 млн пассажиров, что составляет порядка 60 % всех перемещений населения. Наша задача — привлечь к пользованию услугами общественного транспорта максимальное количество горожан. А для этого необходимо создавать дополнительные условия комфортного проезда. Одно из них — пилотный проект оплаты с помощью бесконтактных банковских карт. Это поможет решить вопрос потери пассажиром времени, необходимого на оплату проезда с помощью наличного и безналичного способа.

Он отметил, что, согласно мониторингу, сегодня 30–40 % пассажиров покупают разовые поездки (жетоны, билеты). Это дает повод предположить, что новая система будет востребована у жителей и гостей столицы.

— При успешной эксплуатации пилотного проекта и оценке (после опроса) будем принимать решение о дальнейшем внедрении и, возможно, реализации системы оплаты с помощью бесконтактных банковских карт в наземном транспорте, — отметил В. Шкуратов.

Несмотря на работу системы в тестовом режиме, уже рассматривают возможные впоследствии скидки.

Бонусы будут стимулировать минчан и гостей переходить на расчет банковской картой, — отметил В. Шкуратов. — После изучения мнений горожан (первые результаты опытной эксплуатации будут известны в декабре этого года) можно будет говорить о конкретных сроках и планах по внедрению турникетов с возможностью бесконтактной оплаты в общественном транспорте столицы. Рассматриваем возможность предоставления скидок.

Руководитель группы инновационных решений СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лесняк привел пример Лондона, в котором система бесконтактных платежей уже успешно применяется.

— Одна поездка стоит от 2,5 до 4 фунтов в зависимости от зональности, — подчеркнул Е. Лесняк. — И за три, к примеру, поездки со счета пассажира будет списано не 7,5 фунта, а 6,60 — система сама выберет наилучший тариф.

Авторы проекта отмечают, что внедрение новой системы не ударит по городскому бюджету.

— Переоборудование обычного турникета стоит порядка 300-350 долларов, — рассказал Евгений Лесняк. — В Киеве и Москве (Минск — третий город СНГ, где запускают бесконтактную оплату проезда. — Прим. авт.) тратили по 300-400 и даже по 1 000 долларов на один турникет. В белорусской столице ситуация уникальная: в систему не нужно встраивать что-либо существенное, достаточно обновления программного обеспечения. И на переоборудование — процесс будет поэтапным — не потребуются миллионы долларов. Более того, постараемся сделать все, чтобы деньги из городского бюджета на это потрачены не были, равно как и в случае с тестовым этапом.

Инициатива бесконтактной оплаты проезда в столичном метрополитене реализуется в рамках проекта «Автоматизированная система оплаты и контроль проезда» при участии ГП «Столичный транспорт и связь», ГП «Минский метрополитен», ОАО «БПС-Сбербанк», международной платежной системы Visa и интегратора проекта IBA Group.

Важно: оплатить проезд можно не только банковской картой, но и гаджетом, поддерживающим NFC-технологию (беспроводная передача данных малого радиуса действия).

Фото предоставлено организаторами

Самое читаемое