ТЮЗ открывается после реконструкции премьерой «Синей птицы»

Как изменился ТЮЗ после реконструкции? Есть повод побывать здесь – 2 июня премьера «Синей птицы».
Про шесть лет кочевой жизни труппа Белорусского республиканского театра юного зрителя предпочитает не вспоминать. Спектакли играли в Доме литератора, где нет ни гримерных комнат, ни профессионально оборудованной площадки. Особого выбора не было – Минску не хватает компактных театральных залов.
Теперь же, когда реконструкция завершена, у художественного руководителя ТЮЗа Владимира Савицкого есть все основания сказать с гордостью:
– Оборудование сцены – одно из лучших в Беларуси. Поворотный круг, люки-провалы, подъемно-опускные площадки, мультимедийный экран, полетное устройство. Это дает дополнительные возможности для воплощения идей постановщиков.
После реконструкции в театре стало заметно просторнее. Рядом с основным зданием по линии фасада возвели четырехэтажную пристройку, где разместились бутафорский, столярный, слесарный цеха, швейные мастерские, а также рабочие кабинеты сотрудников и часть гримерных комнат. Идея была подсказана проектом архитекторов Воинова и Усовой, которые занимались восстановлением Дворца пионеров (в котором изначально размещался театр) после войны. Они предусматривали возведение нового корпуса вплотную к существующему зданию. Но тогда это решение не было реализовано.
Колоннада, классический архитектурный ордер – облик ТЮЗа выдержан в лучших традициях сталинского ампира.
Барельефы на фасадах и в интерьерах напоминают о прошлом здания. Все они сохранены и отреставрированы. Роспись потолка в большом фойе, или елочном зале, на тему дружбы народов прекрасно сохранилась. Реставрационные работы проводили художники – специалисты по фресковой живописи.
_MG_4321 copy
 
_MG_4322 copy
Возвращение труппы театра в обновленное здание – повод пересмотреть репертуар.
– Хотелось бы по субботам и воскресеньям играть спектакли для семейного просмотра, для молодежи. Чтобы к нам приходили не только по коллективным заявкам, но и семьями, – говорит Владимир Савицкий. – В елочном зале можно проводить игровые программы. Думаю, есть смысл увеличить антракт до 20 минут, чтобы дети прониклись театральной атмосферой.
Сейчас труппа репетирует «Синюю птицу». Пьеса Мориса Метерлинка – классика символизма.
– Для меня синяя птица – символ эфемерности счастья.
– В общем-то верно говорят: «Всегда счастливы только птицы и дети». Помню: воскресенье, мама будит, зовет завтракать. И так радостно, что все вкусно, и воскресенье, а значит, в школу идти не надо. Сейчас понимаю, вот тогда, в детстве, было счастье… – говорит режиссер-постановщик. – «Синяя птица» о том, что счастье рядом. Не надо никуда за ним отправляться. Дождь идет или солнце светит – уже счастье. Просто надо уметь его видеть.
– Как будет выражен в спектакле образ синей птицы?
—Опредметить ее – значит упростить спектакль. Как-то плоско, согласитесь, прозвучало бы: «Вот синяя птица. Это счастье». Как ларец с кладом показать. Образ птицы создается всем театральным действием. Пьеса глубокая и в то же время позволяет проявить технические возможности театра. В спектакле занята вся труппа – около сорока человек. Идем за текстом Метерлинка. Пришлось сократить некоторые сцены, чтобы спектакль уместился в полтора часа. Но стараемся передать смысл «потерянных» фрагментов другими выразительными средствами.
Почти столетие назад Александр Блок писал об этой пьесе: «Птица – символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда… Правда, иногда и взрослые люди тоже как бы впадают в детство; они тоже начинают думать о счастье и о чуде; но при этом они постоянно одергивают сами себя, сами стыдятся своих мыслей и стараются скрывать от других то, что им иной раз примечталось или просто приснилось». Хотя чего стесняться – в ТЮЗе к таким размышлениям сама обстановка располагает.
Дополнительная информация
С 1 июня спектакли ТЮЗа возвращаются на обновленную сцену (улица Энгельса, 26).
 
 
_MG_4326 copy
_MG_4345 copy
 
Фото Тамары Хамицевич и Сергея Пожоги

Самое читаемое